Елена Кузнецова
Система работы по формированию ЗОЖ детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Ныне эти проблемы поднимаются с особой остротой не только учеными, но и психологами, родителями, воспитателями.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Слайд 3
Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Публикация «Система работы по формированию ЗОЖ детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2015
Для сохранения и укрепления здоровья человеку необходимо вести здоровый образ жизни. Поэтому в связи с новым ФГОС большая роль отводится здоровью наших детей, нашего будущего. Предлагаются разные модели образования. Но главное – это ЗОЖ. Под ЗОЖ понимается комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. «Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя…»
В. А. Сухомлинский.
ЗОЖ не занимает пока первого места иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если станем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Слайд 4
У воспитанников с раннего возраста в детском саду следует воспитывать привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, ежедневным формам закаливания, двигательной активности, вырабатывать культурно-гигиенические навыки, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих.
Именно поэтому в нашем детском саду любая деятельность (игровая, досуговая, спортивная) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию привычек к ЗОЖ, а затем потребностей в нем. В детском саду ведется физкультурно-оздоровительная работа.
Одной из приоритетных задач совершенствования ЗОЖ у детей реализуются путем следующих направлений:
- внедрение здоровьесберегающих технологий (использование новых подходов в организации работы по охране жизни и здоровья детей);
- создание психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни ребенка.
Слайд 5
Оздоровительная работа ведется по 3-м направлениям:
- профилактическая работа;
- оздоровительная работа;
- закаливающие мероприятия.
Работа по формированию представлений и навыков ЗОЖ реализующая через все виды деятельности детей в детском саду.
Нашей главной задачей воспитания детей младшего возраста является создание условий для сохранения и укрепления здоровья малышей, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Слайд 6
Свой день малыши в группе начинают с утренней гимнастики, которая в холодный период проводится в зале, в летний – на улице.
К наиболее применяемым упражнениям утренней гимнастики – отношу разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте, с продвижением вперед, танцевальные движения, упражнения на внимание. Комплекс состоит из 5-6 движений, повторяющихся 4-6 раз. Все движения делаю вместе с детьми. В этом возрасте движения ребенка недостаточно координированы, устойчивы.
В связи с особенностями организма ребенка раннего возраста гимнастика для таких детей должна характеризоваться разнообразием движений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этих упражнений характерно чередование напряжения мышц и их расслабление, в связи с чем они менее утомительны. Особенно, если эти упражнения проходят в игровой форме.
Слайд 7
После утренней гимнастики – следует выполнение культурно-гигиенических процедур, (мытье рук прохладной водой, организация своевременного питания и обучение культурно-гигиеническим навыкам во время приема пищи). Даже с такими маленькими детьми провожу 1-2 минутные беседы:
- «Как вести себя за столом»;
-«Хлеб -всему голова»;
-«Какие продукты нужно употреблять каждый день»,
- «Разнообразная еда – нам нужна»,
- «Какие продукты наносят вред организму» и др.
Слайд 8
Также применяем упражнения с использованием «Пальчикового бассейна». «Пальчиковый бассейн» - открытый резервуар, заполненный различными наполнителями: мелкими камешками, пуговицами, горохом, фасолью, крупой (гречкой, пшеном, рисом, песком, солью.
Основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Использую такие задания: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигурку по образцу». Игры: «Тесто», «Фасоль», «Пальцы играют» и т. д.
С детьми младшего возраста во II-ой половине дня провожу занятия с использованием «Мягких модулей». Они предназначены, для ходьбы по ним, перешагиванию, проползанию через отверстия.
«Мягкие модули» имеют большое предназначение. С их помощью
-развивается восприятие цвета, формы, дети строят несложные конструкции к сюжетно-ролевым играм;
- используют их в самостоятельных играх, учатся подпрыгивать, спрыгивать, так как движение - основной стимулятор жизнедеятельности организма человека.
Слайд 9
По планированию НОД в области «Познание» много занятий посвящено теме: «Человек и его тело». С детьми раннего возраста сочиняю и рассказываю придуманные мной сказки:
например «Жил был носик (показывается) он очень любил запахи, давайте понюхаем нарезанный лук, чеснок… (фитотерапия применяется). Ведь фитонциды – летучие особые вещества, убивающие вредные микробы. В этих сказках использую игрушки, кукольные персонажи из театра, иллюстрации книг. Такие занятия помогают детям знакомиться с частями своего тела и их предназначением; учат самостоятельности, приобщению к ЗОЖ.
Слайд 10
На всех занятиях НОД и во всех режимных моментах использую частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучению материала и предупреждения утомляемости. Активно внедряю
- динамические паузы,
- танцетерапию,
- релаксацию,
-физминутки («Ветер дует нам в лицо…», «Руки подняли и покачали…»)
Слайд 11
Также используются:
гимнастика для глаз (рисование «носиком», «Бабочка»);
пальчиковая гимнастика: («Шёл баран по горам…», «Идёт коза рогатая.», «Капустка»);
подвижные игры (проводятся и разучиваем такие игры как «Все ко мне!», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Мышь и кот» и др. В этих играх дети учатся бегать, но по сигналу воспитателя «Домой, домой!», или «Кот идет!» дети возвращаются на свои места).
Слайд 12
Вовлекать малышей в движение стараюсь также непринужденно, используя разнообразные приемы подражательного характера:
- «Пробежали тихо, как мышки!»
- «Полетаем, как птички!»
- «Походим, как косолапый мишка с бочкой меда!»
- «Попрыгаем как лягушки-квакушки: ква-ква…».
Используем (совместно с логопедом) элементы логоритмики (это движения с речевым сопровождением). Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и в то же время правильному произношению.
Слайд 13
Очень важно с раннего возраста научить ребенка ходить правильно, бегать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением. Также мной используется:
-дыхательная гимнастика
-звуковая гимнастика
Цель которых научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей ( упражнения: «Плакса», «Гудок парохода», «Упрямый ослик» и др).
Слежу за правильностью осанки воспитанников. Провожу игры, направленные на повышение эмоционального состояния детей, что облегчает восприятие материала, тренирует мышцы лица (мимику).
Слайд 14
Комплекс закаливающих процедур (воздушных, солнечных, водных) составляется с учетом состояния здоровья малыша, его физической подготовленности и тех возможностей, которыми располагает наш детский сад.
Использую следующие виды закаливания:
• Тепловой и воздушный режим;
• Одежда детей по сезону, а также соответствующему температурному режиму в помещении и на улице;
• Контрастное обливание ног (в теплый период) по показаниям мед. работника;
• Регулярное выполнение гигиенических процедур;
• Полоскание полости рта раствором морской соли;
• Умывание, мытье рук прохладной водой;
К средствам закаливания относится и сон в хорошо проветриваемом помещении.
Слайд 15
Прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Потребность в кислороде более чем в 2 раза превышает потребность у взрослых.
На прогулке дети не только наблюдают, проводят опытно-экспериментальную работу, играют, двигаются, но и трудятся. Посильная работа требует определенных физических нагрузок.
Например: уборка сухих листочков, веточек; расчистка дорожек от снега и многое другое.
Слайд 16
Очень нравится использовать в работе с детьми «сенсорную дорожку».
Это
-кочки-мешочки с песком;
- кочки с пуговицами.
Ходьба по таким предметам развивает тактильное восприятие, координацию движений, способствует профилактике плоскостопия.
Разнообразие ощущений делает хождение по «сенсорной тропе» увлекательным и полезным (ходим в носочках, особенно в соревновательной игровой форме (проводится индивидуальная работа с детьми, у которых не получается что-то).
Слайд 17
По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы привить ребенку. Чтобы ребенок рос здоровым. Сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Большая работа ведется с родителями по формированию ЗОЖ. Это консультации, беседы, совместное творчество, анкетирование, опросы, родительские собрания. Неоднократно на такие собрания приглашалась администрация садика, медсестра и врач-педиатр. Большую помощь оказывает педагог-психолог на своих занятиях детям (релаксация, пальчиковая гимнастика, игры в период адаптации и т. д.).
Оформляются папки-передвижки на темы ЗОЖ, 1раз в 2 недели оформляется родительский уголок : (сменная печатная информация.)
Слайд 18
Результатом всей физкультурно-оздоровительной работы по формированию ЗОЖ детей младшего дошкольного возраста является:
1. Сохранение двигательной активности в течении дня;
2. Утренняя гимнастика (ежедневно);
3. Физкультурные занятия (3 раза в неделю);
4. Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);
5. Прогулки с включением подвижных игр;
6. Оздоровительный бег (ежедневно);
7. Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
8. Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
9. Физминутки и паузы (ежедневно);
10. Ходьба по массажным коврикам;
11. Спортивные досуги и развлечения (1 раз в месяц).
Слайд 19
Благодарю за внимание!