Получи документы

Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»

Елена Широкова
Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребёнка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребёнка.

Публикация «Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М, А, Панфиловой „Лесная школа“» размещена в разделах

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Вот на мотивационной готовности я и хочу остановиться. Именно отсутствие мотивационной готовности влечёт за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребёнка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению.

Что такое мотив?

Мотив - это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённой потребности.

Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению, можно выделить пять групп:

- социальные - мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

- оценочные - стремление получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны;

- позиционные - проявление интереса к школьной атрибутике;

- игровые - ребёнок считает, что школа - это новая игра;

- учебные - появление интереса к знаниям, желание научиться чему-то новому.

Наибольшее внимание в своей работе я уделяю формированию учебных и социальных мотивов.

Обоснование актуальности:

В своей практике я наблюдаю увеличивающийся рост детей, не желающих идти в общеобразовательное учреждение, среди которых есть дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и владеющие навыками чтения и письма ещё до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребёнка к школе», которая имеет социальный заказ со стороны педагогов и родителей.

Новизна опыта:

Новизна моего опыта заключается в использовании сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа». Сказки «Лесной школы» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности. Формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпением ждут встреч с героями «Лесной школы», беседуют об их поступках, учатся прощать и любить.

Целью моей работы является: создание условий для формирования положительного отношения к предстоящему обучению через использование сказок.

Задачи:

- способствовать развитию «Внутренней позиции школьника»;

- способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- создавать положительное эмоциональное отношение к школе;

- способствовать формированию опыта учебной деятельности;

- содействовать развитию чувства ответственности за результаты деятельности.

Принципы работы:

- принцип позитивности - создание доброжелательной атмосферы сотрудничества;

- принцип индивидуального подхода - учитывается индивидуальный опыт каждого ребёнка;

- принцип развития личности ребёнка.

Научное обоснование опыта:

Многие авторы (Л. И. Бажович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) - подчёркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению в школе. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают своё влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий. С мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребёнка в знаниях, умениях, а также в стремлениях к их совершенствованию.

Н. И. Гуткина подчёркивает, что мотивационная готовность к школе является предпосылкой к успешной адаптации ребёнка к школе, принятию им «позиции школьника», а в случае несформированности мотивов к учению, ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Программно - методическое обеспечение:

В основе опыта - Панфилова М. А. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М. : ТЦ Сфера, 2002;

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.

Этапы работы:

Организация моей работы проводилась в три этапа:

I этап. Подготовительный (сентябрь – октябрь):

- Экскурсия в школу;

- Изучение опыта по данному вопросу;

- Проведение опроса детей по выявлению уровня сформированности мотивационной готовности к школе:

·Методика исследования мотивации учения М. Р. Гинзбург;

·Внутренняя позиция школьника Н. И. Гуткина;

·Доминирующий мотив: познавательный или игровой Н. И. Гуткина.

- Подготовка литературы для занятий по школьной тематике;

- Составление цикла занятий по подготовке детей к школе, формированию мотивационной готовности.

II этап. Основной (ноябрь – март):

- Чтение сказок из книги «Лесная школа» М. А. Панфиловой;

- Сюжетно – ролевая игра «Школа»;

- Рисование на тему «Я в школе», «Школьные правила»;

- Собрание для родителей «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;

- Индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей.

III этап. Заключительный (апрель – май):

- Выставка детских рисунков «Школьные правила», «Я в школе»;

- Проигрывание ситуаций из школьной жизни;

- Закрепление представлений о школе;

- Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к школе.

Формы работы:

1. С детьми:

- групповые занятия продолжительностью 25-30 минут;

- индивидуальная работа включает в себя: входящую диагностику в начале года и контрольную диагностику в конце года.

2. С родителями:

- родительское собрание на тему «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;

- индивидуальное консультирование родителей по запросам.

- оформление уголка для родителей.

- изготовление брошюр «Готовность к школе: что мы не понимаем?».

3. С педагогами:

- Консультации «Формирование мотивационной готовности к школе».

Практическая реализация опыта:

Мною разработан тематический план по «Формированию мотивационной готовности детей 6 –7 лет к школе через сказки М. Л. Панфиловой».

План носит рекомендательный характер и может меняться.

Работу по мотивационной готовности к школьному обучению планирую 1 раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут. Наполняемость группы 5 человек.

С детьми проведено 20 занятий по сказкам М. А. Панфиловой «Лесная школа». Они раскрывают пять тем:

·адаптация к школе;

·отношение к вещам;

·отношение к урокам;

·школьные конфликты;

·отношение к здоровью.

Этапы проведения занятия:

На занятиях создаю атмосферу психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляет собой ряд последовательных этапов:

1этап. Приветствие, ритуал «вхождения» в сказку.

Дети выполняют коллективное упражнение, которое помогает создать настрой на совместную работу.

Дети в кругу, приветствуют друг друга и говорят: «Вокруг себя повернись, в Лесной школе очутись».

2 этап. Повторение.

Дети вспоминают то, что делали на прошлой встрече и какие выводы они сделали для себя.

3 этап. Чтение сказки.

4 этап. Закрепление.

После прочтения сказки с детьми провожу беседы - обсуждения, в которой дети выражают свои мысли, своё отношение к раскрываемой теме, к персонажам. Так же применяю: проигрывание ситуаций, рисование, символические упражнения.

5 этап. Ритуал «выхода» из сказки.

Условия реализации опыта:

При организации работы я придерживаюсь требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде:

- Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- Должна быть вариативной, доступной и безопасной.

Для формирования у детей познавательной активности необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес.

Итоги работы:

Для выявления сформированности мотивационной готовности к школе проведена диагностика в сентябре 2013 года и в марте 2014 года.

Результаты диагностики:

- на начало года из 30 детей у 15 детей (50%) не сформирована мотивационная готовность к школе;

- на конец года из 30 детей мотивационная готовность не сформирована у 3 детей (10 %).

По результатам диагностики эффективность работы составила 80%.

Вывод:

Таким образом, использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа» положительно влияет на формирование мотивационной готовности к школе:

- Дети получили знания о школьной жизни;

- Появилось положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;

- Появилось желание идти в школу;

- Дети научились принимать на себя роль ученика.

Распространение опыта:

Опыт работы по формированию мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе через сказки М. А. Панфиловой «Лесная школа» распространяется в МБДОУ детском саду № 7.

Представлен коллегам на городском методическом объединении педагогов-психологов.

Литература:

1. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

2. Давыдова В. И., Трофимова О. М. Подготовка детей к обучению в школе. - Челябинск, 2007.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе». Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы Одним из самых первых трудных периодов в жизни дошкольника является период перехода его к школу. Можно сказать, что именно в этот период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»
Опубликовано: 11 июня 2015 в 09:43
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Широкова (УИ 305845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД