Елена Широкова
Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребёнка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребёнка.
Публикация «Формирование мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе через использование сказок М, А, Панфиловой „Лесная школа“» размещена в разделах
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вот на мотивационной готовности я и хочу остановиться. Именно отсутствие мотивационной готовности влечёт за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребёнка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению.
Что такое мотив?
Мотив - это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённой потребности.
Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению, можно выделить пять групп:
- социальные - мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;
- оценочные - стремление получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны;
- позиционные - проявление интереса к школьной атрибутике;
- игровые - ребёнок считает, что школа - это новая игра;
- учебные - появление интереса к знаниям, желание научиться чему-то новому.
Наибольшее внимание в своей работе я уделяю формированию учебных и социальных мотивов.
Обоснование актуальности:
В своей практике я наблюдаю увеличивающийся рост детей, не желающих идти в общеобразовательное учреждение, среди которых есть дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и владеющие навыками чтения и письма ещё до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребёнка к школе», которая имеет социальный заказ со стороны педагогов и родителей.
Новизна опыта:
Новизна моего опыта заключается в использовании сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа». Сказки «Лесной школы» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности. Формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпением ждут встреч с героями «Лесной школы», беседуют об их поступках, учатся прощать и любить.
Целью моей работы является: создание условий для формирования положительного отношения к предстоящему обучению через использование сказок.
Задачи:
- способствовать развитию «Внутренней позиции школьника»;
- способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
- создавать положительное эмоциональное отношение к школе;
- способствовать формированию опыта учебной деятельности;
- содействовать развитию чувства ответственности за результаты деятельности.
Принципы работы:
- принцип позитивности - создание доброжелательной атмосферы сотрудничества;
- принцип индивидуального подхода - учитывается индивидуальный опыт каждого ребёнка;
- принцип развития личности ребёнка.
Научное обоснование опыта:
Многие авторы (Л. И. Бажович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) - подчёркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению в школе. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают своё влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий. С мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребёнка в знаниях, умениях, а также в стремлениях к их совершенствованию.
Н. И. Гуткина подчёркивает, что мотивационная готовность к школе является предпосылкой к успешной адаптации ребёнка к школе, принятию им «позиции школьника», а в случае несформированности мотивов к учению, ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Программно - методическое обеспечение:
В основе опыта - Панфилова М. А. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М. : ТЦ Сфера, 2002;
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.
Этапы работы:
Организация моей работы проводилась в три этапа:
I этап. Подготовительный (сентябрь – октябрь):
- Экскурсия в школу;
- Изучение опыта по данному вопросу;
- Проведение опроса детей по выявлению уровня сформированности мотивационной готовности к школе:
·Методика исследования мотивации учения М. Р. Гинзбург;
·Внутренняя позиция школьника Н. И. Гуткина;
·Доминирующий мотив: познавательный или игровой Н. И. Гуткина.
- Подготовка литературы для занятий по школьной тематике;
- Составление цикла занятий по подготовке детей к школе, формированию мотивационной готовности.
II этап. Основной (ноябрь – март):
- Чтение сказок из книги «Лесная школа» М. А. Панфиловой;
- Сюжетно – ролевая игра «Школа»;
- Рисование на тему «Я в школе», «Школьные правила»;
- Собрание для родителей «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;
- Индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей.
III этап. Заключительный (апрель – май):
- Выставка детских рисунков «Школьные правила», «Я в школе»;
- Проигрывание ситуаций из школьной жизни;
- Закрепление представлений о школе;
- Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к школе.
Формы работы:
1. С детьми:
- групповые занятия продолжительностью 25-30 минут;
- индивидуальная работа включает в себя: входящую диагностику в начале года и контрольную диагностику в конце года.
2. С родителями:
- родительское собрание на тему «Мотивационная готовность ребёнка к школе»;
- индивидуальное консультирование родителей по запросам.
- оформление уголка для родителей.
- изготовление брошюр «Готовность к школе: что мы не понимаем?».
3. С педагогами:
- Консультации «Формирование мотивационной готовности к школе».
Практическая реализация опыта:
Мною разработан тематический план по «Формированию мотивационной готовности детей 6 –7 лет к школе через сказки М. Л. Панфиловой».
План носит рекомендательный характер и может меняться.
Работу по мотивационной готовности к школьному обучению планирую 1 раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут. Наполняемость группы 5 человек.
С детьми проведено 20 занятий по сказкам М. А. Панфиловой «Лесная школа». Они раскрывают пять тем:
·адаптация к школе;
·отношение к вещам;
·отношение к урокам;
·школьные конфликты;
·отношение к здоровью.
Этапы проведения занятия:
На занятиях создаю атмосферу психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляет собой ряд последовательных этапов:
1этап. Приветствие, ритуал «вхождения» в сказку.
Дети выполняют коллективное упражнение, которое помогает создать настрой на совместную работу.
Дети в кругу, приветствуют друг друга и говорят: «Вокруг себя повернись, в Лесной школе очутись».
2 этап. Повторение.
Дети вспоминают то, что делали на прошлой встрече и какие выводы они сделали для себя.
3 этап. Чтение сказки.
4 этап. Закрепление.
После прочтения сказки с детьми провожу беседы - обсуждения, в которой дети выражают свои мысли, своё отношение к раскрываемой теме, к персонажам. Так же применяю: проигрывание ситуаций, рисование, символические упражнения.
5 этап. Ритуал «выхода» из сказки.
Условия реализации опыта:
При организации работы я придерживаюсь требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде:
- Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- Должна быть вариативной, доступной и безопасной.
Для формирования у детей познавательной активности необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес.
Итоги работы:
Для выявления сформированности мотивационной готовности к школе проведена диагностика в сентябре 2013 года и в марте 2014 года.
Результаты диагностики:
- на начало года из 30 детей у 15 детей (50%) не сформирована мотивационная готовность к школе;
- на конец года из 30 детей мотивационная готовность не сформирована у 3 детей (10 %).
По результатам диагностики эффективность работы составила 80%.
Вывод:
Таким образом, использование сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа» положительно влияет на формирование мотивационной готовности к школе:
- Дети получили знания о школьной жизни;
- Появилось положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;
- Появилось желание идти в школу;
- Дети научились принимать на себя роль ученика.
Распространение опыта:
Опыт работы по формированию мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе через сказки М. А. Панфиловой «Лесная школа» распространяется в МБДОУ детском саду № 7.
Представлен коллегам на городском методическом объединении педагогов-психологов.
Литература:
1. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
2. Давыдова В. И., Трофимова О. М. Подготовка детей к обучению в школе. - Челябинск, 2007.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2004.