Наталья Мухамбетова
Конспект НОД в подготовительной группе «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе ТНР (6-7 лет)
Задачи:
Образовательные:
уточнить представления детей о названиях и назначении школьных принадлежностей;
обучить действовать по словесной инструкции;
Развивающие:
развивать восприятие, мышление, внимание, память, мелкую моторику, связную речь, умение отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Школа, Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Школьные принадлежности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения; воспитывать интерес к школьному обучению.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - ознакомление с предметным миром на основе лексической темы «Школа. Школьные принадлежности».
«Социально-коммуникативное развитие» - соблюдение правил общения, овладение коммуникативными навыками, умений вести диалог и высказывать свое мнение.
«Речевое развитие» - развитие связной речи (монологической и диалогической) через ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение стихотворений, соблюдения правил этикетного поведения.
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства и фольклора (загадки, стихотворения).
«Физическое развитие» - пальчиковая и артикуляционная гимнастика, развитие основных движений и мелкой моторики.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная помощь.
Словарная работа:
Закрепить в активном словаре детей обобщающее понятие «школьные принадлежности» и его составляющие (названия этих принадлежностей).
Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Предварительная работа:
1. Один ребенок выучивает к НОД наизусть стихотворение С. Михалкова «Школьникам на память».
2. Чтение стихотворений и рассказов о школе.
3. Отгадывание загадок га тему «Школа».
4. Рассматривание иллюстраций, слайдов и фотографий о школе.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий и речевом оформлении собственных высказываний.
Техническая среда обучения: ноутбук, интерактивная доска.
Демонстрационный материал:
Аудиозапись школьного звонка.
Цветик-семицветик с отрывающимися лепестками.
Раздаточный материал: лист бумаги с нарисованными на нем точками (это контур пенала в закрытом виде) + простой карандаш – по количеству детей.
Методы и приемы:
Игровой – дидактические речевые игры; пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Словесный – приветствие, вопросно-ответный метод беседы, конструирование предложений; поощрение, похвала.
Наглядный – рассматривание слайдов, показ действий (в графическом диктанте).
Практический – графический диктант по показу и словесной инструкции.
Технологии:
здоровьесберегающая: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, выполнение основных движений;
игровая: дидактические игры, пальчиковые игры.
Ход НОД
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Дети сидят за столиками по 2-3 человека.
1.1. Приветствие.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом: Ты, Саша, начни. Поверни голову налево, улыбнись и скажи Наташе, которая сидит рядом с тобой: «Здравствуй, Наташа!». И так все детки по порядку.
Дети по кругу выполняют приветствие.
Воспитатель:
- Теперь у всех хорошее настроение. Все готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей: Да.
1.2. Мотивация детей на предстоящую деятельность – сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Сегодня мы совершим необычное путешествие. Это путешествие во времени, путешествие в ваше ближайшее будущее.
- Что такое будущее?
Ответы детей: то, что еще будет. Произойдет в то время, которое пока еще не наступило и т. д.
Воспитатель:
- Угадайте, в какое ваше будущее мы сегодня попадем? Вот вам подсказка – послушайте звук и скажите, где он бывает?
Звучит аудиозапись школьного звонка.
Ответы детей: в школе бывают звонки.
(Дети могут также ответить, что это звонок будильника или телефона. Воспитателю надо дождаться, когда кто-нибудь из детей назовет школу).
Воспитатель:
- Какие вы умные, правильно узнали – это школьный звонок. В этом году вы закончите ходить в детский сад. А в сентябре вы пойдете куда?
Ответы детей (хором) : в школу.
Воспитатель:
- Чтобы в школе вам было интересно и чтобы хорошо учиться в школе, надо к этому подготовиться.
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Отправляемся в будущее – в школу! Нам поможет лепесток цветика-семицветика.
(Воспитатель отрывает один лепесток и бросает его вверх).
- Все вместе говорим волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в школе!
II. Основная часть.
2.1. Беседа по картинке о школьном здании и учащихся.
На интерактивной доске появляется изображение школы и учащихся с ранцами за плечами.
Картинки на выбор воспитателя.
Воспитатель:
- Ну, вот мы с вами оказались перед школой. Рассмотрите картинку внимательно и ответьте на мои вопросы.
- Здание школы какое? (Большое, красивое, белое, серое).
- Сколько этажей? (два, три, четыре – в зависимости от картинки).
- Какие в школе окна?
- Какие двери?
- Кто работает в школе? (Учителя, повара, медсестра и т. д.).
- Кто самый главный в школе? (Директор)
- Кто ходит в школу? (Ученики).
Воспитатель:
- А теперь еще раз посмотрите внимательно на картинку: что у учеников за спинами и в руках?
Ответы детей: Ранцы, рюкзаки, портфели.
Дидактическая игра «Собери ранец для школы».
Воспитатель:
- Правильно. Значит в школу надо идти с ранцем.
- Давайте и мы с вами соберем ранец, чтобы пойти в школу. В нем должны быть школьные принадлежности.
На интерактивной доске появляется изображение ранца.
Воспитатель:
- Что это?
- Что в нем лежит?
( Ответы 2-3 детей: это школьный ранец. В нем лежат школьные принадлежности).
Воспитатель:
- Первый предмет для ранца вы узнаете, когда угадаете загадку:
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься – скажу! (Дневник).
На интерактивной доске появляется изображение дневника.
Воспитатель:
- Запомните и повторите: «Я кладу в ранец дневник». (2-3 ребенка).
- Вторая школьная принадлежность спряталась в загадке «Подскажи последнее словечко» :
- Я самая прямая,
Чертить помогаю.
На мне есть деления и цифры,
Мною измерить сумей-ка!
Ведь это … (Линейка).
На интерактивной доске появляется изображение линейки.
Воспитатель:
- Запомните и повторите: «Я кладу в ранец линейку». (2-3 ребенка).
- Третью школьную принадлежность вы узнаете, когда сыграете в игру «Третий лишний». Я называю три слова, а вы назовите лишнее и объясните почему оно лишнее: «Стол, тетрадь, кровать».
Ответ: тетрадь, потому что это не мебель.
На интерактивной доске появляется изображение двух тетрадей – в линейку и в клетку.
Воспитатель:
- Запомните и повторите: «Я кладу в ранец тетради – в линейку и в клетку». (2-3 ребенка).
- Четвертая принадлежность для школы изображена на слайде. Что это?
Ответ: пенал.
На интерактивной доске появляется изображение ЗАКРЫТОГО пенала.
Воспитатель:
- Запомните и повторите: «Я кладу в ранец пенал». (2-3 ребенка).
- Скажите, а что лежит в пенале?
На интерактивной доске появляется изображение РАСКРЫТОГО пенала.
Ответы детей: ручка, карандаш, ластик, линейка и т. д. (то, что на картинке-слайде).
Воспитатель:
- А теперь кто из вас сможет назвать ВСЕ школьные принадлежности, которые мы сложили в ранец? (Сначала дети могут их назвать с опорой на слайды, потом по памяти без этой опоры). Воспитатель хвалит каждого ребенка за ответ.
Воспитатель:
- Вот мы и собрали ранец. Отправляемся с ним в школу.
Я буду учительницей, а вы – учениками.
Звенит школьный звонок.
- Первый урок – русский язык.
2.2. Артикуляционная гимнастика.
«Язычок идет в школу»
Воспитатель:
Проснулся однажды язычок, а вокруг темно. Собрался в школу (открыт рот) и стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую. (Упражнение «орешки»).
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. (Покусывают кончик языка).
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой. (Покусывают язык слева и справа).
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. (Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад).
А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю. (Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю)
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубы. (Чистят языком верхние и нижние зубы).
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!» После утренних процедур, что мы обычно делаем? Правильно!
Завтракаем. Язычок тоже каждое утро завтракает, пьет чай. У него есть любимая чашечка. (Имитируем форму чашечки).
А еще Язычок любит пить чай с вкусным вареньем. (Облизываем губы по кругу).
После завтрака Язычок идет в школу, по пути недолго качается на качелях. (Кончик языка дотрагивается сначала до верхних зубов, затем до нижних).
Покачавшись на качелях, Язычок вприпрыжку идет в школу. Или «скачет» как лошадка. (Щелкаем язычком, придерживая подбородок)
После школы за ним заезжают родители на машине, но сегодня у нее сломался мотор. А вы все прекрасно знаете, что пока мотор не починят, машина ездить не сможет. (Упражнение «Заведем моторчик»).
2.3. Речевое упражнение «Закончи фразу и узнай, из чего сделан этот предмет».
Воспитатель:
- На уроке русского языка еще вам надо выполнить упражнение – закончить фразу, которую я буду говорить и ответить на вопрос «Какой?» этот предмет. И вы узнаете, из чего сделаны школьные принадлежности.
Например: Карандаш из дерева (Какой) – деревянный карандаш.
Воспитатель спрашивает всех детей по очереди:
- А теперь ты, Оля:
Ранец из кожи (Какой) – кожаный ранец.
Теперь Саша скажет:
Ранец из ткани (какой) – тканевый ранец.
Ваня, теперь твоя очередь:
Тетрадь из бумаги (Какая) – бумажная тетрадь.
Линейка из пластмассы (Какая) – пластмассовая.
Ластик из резины (Какой) – резиновый ластик и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо позанимались русским языком! Всем ставлю пятерки!
Звенит школьный звонок.
Воспитатель:
- Второй урок. Физкультура.
2.4. Пальчиковая гимнастика «В школу осенью пойду»
В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу).
Там друзей себе найду, (сжимают пальцы в кулачок).
Научусь писать, читать, (Загибают пальчики на обеих руках)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду! (Раскрывают пятерню и машут ею круговыми движениями).
Звенит школьный звонок.
Воспитатель:
- Третий урок – математика. Вам надо выполнить графический диктант.
2.5. Графический диктант по словесной инструкции.
Воспитатель раздает каждому ребенку лист бумаги с нарисованными на нем точками (это контур пенала в закрытом виде) и простой карандаш.
- Повторяйте за мной: соединяю левую верхнюю точку с правой по прямой линии. Веду карандаш вниз до следующей точки. Потом провожу линию слева направо до следующей точки. Затем веду карандаш вверх до первой точки. (Получается прямоугольник).
Воспитатель:
- Покажите мне, что у вас получилось. Молодцы! Все правильно сделали.
- Вот и закончилось наше время пребывания в будущем.
Вернуться из будущего в настоящее нам поможет лепесток цветика-семицветика
(Воспитатель отрывает один лепесток и бросает его вверх).
- Все вместе говорим волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели:
Вели, чтобы мы снова оказались в нашем любимом детском саду!
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Я знаю, что Оля выучила стихотворение про школу. Давайте его послушаем.
Ребенок читает стих наизусть:
ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь —
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
С. Михалков
Беседа.
Воспитатель:
- Так как же надо учиться в школе?
Ответы детей: хорошо, добросовестно и т. д.
- Назовите школьные принадлежности.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам было особенно интересно делать?
- Что было трудно делать?
- Что получилось очень хорошо у тебя, Оля? (спрашивает 3-4 детей, или каждого ребенка – если время позволяет).
- Спасибо вам за совместную работу. Давайте все вместе скажем «Большое спасибо» всем работникам детского сада за то, что они так хорошо вас подготовили к школе!
Дети хором говорят «Спасибо».