Вера Хлынина
Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры как компоненты развивающей среды с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использование нестандартного оборудования в процессе совершенствования развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обогащать двигательный опыт, развивать креативность в двигательной деятельности;
- создавать условия для получения детьми положительного коммуникативного опыта совместной деятельности;
- развивать позитивное отношение к себе и другим детям.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо, в первую очередь, избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.
Публикация «Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры как компоненты развивающей среды с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Карандашницы, подставки, органайзеры своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть :
-содержательно-насыщенной,
-полифункциональной,
-трансформируемой,
-вариативной,
-доступной,
-безопасной.
ФГОС ДО :
1. Требования к среде :
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов.
2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.
Ширмы – трансформеры.
Что бы предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, предлагается создать ширму для использования в игровой и познавательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Новизна ширмы заключается в том, что она обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими детьми одновременно. Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Боковины ширмы можно расположить под разными углами, но это лишь иллюзия перегородки, нежесткое разделение пространства.
Ширмы активно используются при организации сюжетно - ролевых игр, например: «Фотосалон», «Автосервис», «Поликлиника», «Туристическое агентство», «Аптека» и т. д.
Каждая ширма оборудована рядом липучек или карманов (выполненных из ткани или плёнки) для прикрепления вывесок с изображением игры и картинок – атрибутов к ней. Ребенок самостоятельно выбирает игру, используя различные атрибуты, варьирует игровые ситуации.
Также ширмы - трансформеры используются для организации театральных постановок. Театр может быть перчаточный, бибабо, с использованием масок и др.
Можно использовать ширму для сенсорного развития детей, развития мелкой моторики. Для этого используются драпировки тканью, ковролин, шнуровки, ленточки, пуговицы, замки и т. д.
В отсутствие специальной уютной комнаты с мягкой мебелью такой зоной станут «уголки уединения». Они обеспечивают возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.
Ширма - трансформер применяется в самостоятельной, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной деятельности детей. Кроме того, яркая ширма используется при организации развлечений и праздников. Дети с удовольствием включаются в любой вид деятельности с использованием ширмы, а благодаря её функциональности каждый находит задание по душе.
Карманы-органайзеры.
Карманы-органайзеры обеспечат доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Сделайте их из ткани, клеенки, кожи или пластика. Карманы-органайзеры можно расположить на стене, обратной стороне мебели, на двери, под окнами, прикрепить к потолку. Они имеют съемные крепления, поэтому их можно перевешивать на другое место в зависимости от ситуации. В карманы можно складывать как групповые игровые атрибуты, так и мелкие игрушки, которые дети приносят из дома.
Примеры предметов неопределенного назначения:
Бросовые: коробочки и баночки разного вида, размеров и форм; спичечные коробки; бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки; одноразовая посуда, колпачки от шампуня, лаков; корзинки из лозы, кашпо для цветов, мешочки; покрывала; рамки для фотографий; подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, губки, мочалки, салфетки, ведра; мотки пряжи, обрезки ткани; шарфики, пуговицы (крупные, носовые платки, полотенца, «вещи из бабушкиного сундука»; резинки для волос, заколки, разновидности ремней, украшения; старые пульты от телевизора, клавиатура.
Природные: палочки, бруски, пеньки, камешки, шишки, желуди.
Тканевые органайзеры можно легко крепить с помощью липучек, завязок на ширмы, чехлы и стены групповой комнаты.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Самое главное в работе педагога - помогать детям, поддерживать познавательный интерес, предоставлять возможность выбора, материал, оборудование для развития игрового творчества и его «воплощения в жизнь».