СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
«Шарики марблс в практике логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном методическом объединение учителей- логопедов.
«Шарики марблс в практике логопеда»
Подготовила: Паунькина С. В., учитель - логопед
Вся жизнь ребенка — игра, Поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетра-диционных игровых приемов и средств в работе с дошкольниками.
Публикация «„Шарики марблс в практике логопеда“» размещена в разделах
Одним из таких приемов служит специально организованная деятельность с использованием шариков марблс и декоративных камешков. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности выступают основополага-ющими в данной технологии.
Шарики марблс и декоративные камешки — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
Шарики Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Дидактические игры с шариками марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Деятельность детей должна быть вызвана мотивами, стрем-лениями и базироваться на эстетическом наглядном материале. Шарики марблс и декоративные камешки вызывают у дошколь-ников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, пе-ребирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопрово-ждающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышаются мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной де-ятельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, поскольку именно оно лежит в основе чувственного познания.
Шарики марблс и декоративные камешки создают основу для развития осязательных образов, позволяют познать многие свойства предметов.
Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:
1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.
2. Развивается ориентировка на плоскости листа.
3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.
4. Формируется звуковой анализ и синтез.
5. Формируется анализ слогового состава слова.
5. Проводится профилактика дисграфии у детей.
6. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
7. Обогащается словарный состав.
8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
Перечень игр с Марблс и их описание.
1. Развитие пространственных представлений
Игра «Выложи по контуру»
Использование камешков Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.
• Выложить по контуру картинки.
• Заполнить картинку камешками.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
• Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; оранжевый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль.
• Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
2. Работа по коррекции дисграфии.
Игра «Зеркало».
• Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Знакомство с буквой».
• Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строители».
• Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.
3. Грамматические задания
Игра «Назови ласково»
• Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т. д.
Игра «Волшебный мешочек»
• Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
• зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
• жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Жадина»
• Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Мягкий или твердый?»
Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
Игра «Услышь звук»
• Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.
Игра «Волшебный мешочек».
• Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
5. Звуко-буквенный анализ слов.
Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.
• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
• На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)
• Сколько в слове гласных, сколько согласных?
6. Анализ слогового состава слова.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
• Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
• Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
7. Развитие связной речи.
Игра «Составь предложение».
• Составление предложения с заданным словом, или по картине.
• Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
• Составление предложений с предлогами.
• Сосчитать сколько слов в предложении
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»
• Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.
Игра «Помоги двум друзьям встретиться».
• Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться.
Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».
• Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
И хочется вспомнить великие слова известнейшего педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Спасибо за внимание!