Ирина Шадрина
Адаптация «Шаги навстречу» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому кто работает в дошкольном учреждении, известно начало учебного года-трудная пора для детей раннего возраста, так как это- период адаптации (привыкания) к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Не легко приходится и персоналу группы; дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно всё успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным детям отдохнуть от крика и шума. Адаптационный период -серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное сотояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при его благополучном окончании, а оставляют след в нервно-психическом развитии ребенка. Вот те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду:
Публикация «Адаптация „Шаги навстречу“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Отрицательные эмоции – неизбежные спутники психического состояния малыша. Ребёнок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателей, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
Слезы- малыш часто плачет- от временного хныканья, до постоянного почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.
Страх- ребёнок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей-воспитателей, порой и сверстников. А больше всего боится, что мама не придет за ним и не заберет его обратно домой. И страхи эти служат источником стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
Гнев, агрессия. – это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребёнок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.
Развитие вспять- часто бывает что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведённом для этого месте, - напрочь забывает о своих возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.
Речевое развитие – не только тормозится, но и временно деградирует.
Познавательная активность и обучаемость новым знаниям затормаживаются: лишь не надолго малыша воспитатели могут завлечь чем то новым, но интерес быстро проходит.
Что уж говорить о коммуникабельности. Даже если ребёнок ранее легко сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он станет привыкать к своему новому кругу общения – налаживать новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
Сон и аппетит- дневной сон, к которому он привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ребёнок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Малыш, оказавшись в новой обстановке, с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребёнок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Детям кажется, что если мама ушла, то это не всегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду- процесс непростой. Адаптивные возможности ребёнка ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие,- на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребёнком.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Лучше если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает воспитатель.
Дети двух- трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Воспитатель должен научить их общаться и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Для того чтобы ребёнок почувствовал себя спокойнее, нужно направлять его внимание на телесные ощущения – потрогать, погладить. Включение телесных ощущений снижает тревогу ребёнка и позволяет установить контакт. Сначала этот контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты, а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребёнка, а он касается нашей ладони. Если ребёнок прикоснулся к взрослому, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений пройден. Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.
Дети верят в чудеса. Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребенок находит отголоски своей собственной жизни, понимает, что он не одинок и как главный герой, может справиться с любым своим страхом и проблемой. Самое главное в конце сюжета каждой сказки главного героя обязательно забирает домой мама- это закрепляет представление ребёнка о том, что мама непременно придет за ним.
Период адаптации очень серьезен в жизни ребёнка и чтобы он протекал менее болезненно, персонал нашей группы приложил максимум усилий. В нашей группе созданы для этого все условия. Надеемся, что детям будет спокойно и комфортно расти, развиваться, набираться сил, знаний и умений в наше детском саду.