Папки-передвижки

Адаптация детей во второй младшей группе

Гетманенко Марина
Адаптация детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

С поступление в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым заболеваниям.

Публикация «Адаптация детей во второй младшей группе» размещена в разделах

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : - легкая адаптация – сдвига нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; - адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации, у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребёнка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей.

Многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, но есть дети, которые менее приспособлены к отрыву от родных, более слабые и ранимые. Адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребёнок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергает риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие психологи и педагоги полагают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад после того, как ему исполнится три года. К трём годам у ребёнка возрастает стремление к самостоятельности и проявлению инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с родителями. Однако не следует забывать, что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Что нового приносит сформированный тип общения и предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребёнка с другими людьми? Как эти приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях детского сада? В ходе делового общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и чужих. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. У них сложный уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом, причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать конструктор. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками.

В группе детского сада каждый ребёнок ведет себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребёнка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в них.

Публикации по теме:

Адаптация детей второй младшей группы Адаптация детей второй младшей группы. Воспитатель Рубан И. В. Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализациибольшое.

Конспект НОД для детей второй младшей группы во второй младшей группе «Дорожка здоровья» Программные задачи: Образовательные: - Формировать знания детей о культурно - гигиенических навыках, их влиянии на здоровье. - Закрепить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Интегрированного занятия во второй младшей группе «Моя страна — мой флаг» Конспект НОД во второй младшей группе «Интегрированного занятия во второй младшей группе «Моя страна — мой флаг» Цель: Обобщение и активизация.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт- Петербурга.

Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду» для младшей группы Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Педсовет «Взаимодействие родителя и педагога во время адаптация ребёнка в детском саду во второй младшей группе» Взаимодействие родителя и педагога во время адаптация ребёнка в детском саду во второй младшей группе Уважаемые коллеги, среди родителей.

Родительское собрание «Адаптация» во второй младшей группе «Давайте познакомимся!» Родительское собрание младшей группе Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив.

Родительское собрание «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» во второй группе раннего возраста Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Сценарий праздника 8 марта для детей второй младшей группы «Солнышко в гостях. Золотая осень» для второй младшей группы Сценарий утренника во 2 младшей группе «Золотая Осень» Цель: - Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей во второй младшей группе
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 12:46
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Гетманенко Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД