Наталья Величко
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования
М. Монтессори.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б., Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «„Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М, Монтессори“,» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач мною разработана программа и перспективное планирование игровых занятий в кружке «Мир вокруг нас» для детей дошкольного возраста с использование игрового оборудования М. Монтессори. В основу планирования и программы положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.
Перечислю основные группы сенсорных материалов, предложенных М. Монтессори и используемых нами в играх с детьми:
1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:
- для различения размеров и развития глазомера (цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги)
-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички 1-4)
-для различения формы (геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и триноминальный кубы)
2. материалы для развития осязания (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани)
3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки, шумовые цилиндры)
4. материалы для развития чувства тяжести (весовые таблички и цилиндры)
5. материалы для развития чувства тепла (тепловые таблички)
6. материалы для развития обоняния (коробочки с запахами)
7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)
8. материалы для развития стереогнастического чувства (сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела)
В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы подобранные и сделанные руками наших педагогов.
Таким образом, все материалы для проведения кружка «Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие всех видов восприятия детей.
Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребёнка.
Общая структура занятий включает следующие этапы:
I. Организационный момент.
II. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.
III. Работа по теме занятия.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление темы.
VI. Рэфлексия
В качестве образца предлагаю вашему вниманию презентацию и конспект одного из занятий.
Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет на тему : «Мир вокруг нас».
Цели:
Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств с использованием оборудования М. Монтессори.
Развивать зрительное восприятие величины цилиндров и закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий, выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще чем.
Развивать слуховое восприятие и упражнять в составлении пар одинаковых шумов разной громкости.
Развивать обоняние детей и продолжать формировать умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с речевой формой описания.
Развивать рецепторы стопы, тактильную чувствительность рук и закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи.
Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание, мышление, память, социальные навыки: умение работать в парах, группе, договариваться, учитывать мнения товарищей.
Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.
Воспитывать интерес к совместной игре, чувства коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.
Снятие эмоционального напряжения.
Оборудование :
Сенсорная дорожка (выполнена из материалов разной фактуры, колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой, цветные таблички М. Монтессори (по семь штук одного цвета, но разного оттенка, нарисованное солнце и радуга, блоки с цилиндрами М. Монтессори, шумовые цилиндры М. Монтессори, сундучок с шестью разными замками, ароматические баночки с запахами (огурец, банан, лимон, яблоко, груша, персик, поднос с этими же фруктами, накрытые салфеткой.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Улыбнитесь им и скажите : «Здравствуйте!».
-А теперь мы с вами отправимся в путешествие. В «Мир вокруг нас». Это мир, который мы
можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а также рассказать обо всём этом другим людям.
2. Основная часть:
-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.
-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я начну, а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК» начинается.
-Ярослав, ты добрый и заботливый. (дети говорят о друзьях что-нибуть хорошее).
-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие слова? Какое теперь настроение ( дети перечисляют: весёлое, бодрое, радосное,. солнечное).
-От ваших добрых слов проснулось солнышко (воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда, когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны располагаться вокруг центра солнца в порядке следования цветов радуги. Вспомните и назовите по очереди эти цвета. Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот такого же цвета будет потом выкладывать ряд вот из этих цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол поднос, на котором вкоробкес отделениями лежат цветными табличками М. Монтессори : в каждом отделениии по семь штук табличек разной цветовой интенсивности-от тёмного к светлому.
(Дети называют цвета радуги по порядку.)
-Правильно. А сейчас послушайте задание: выстраивать свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой тёмной таблички от одного центра (проводится игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)
-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!
-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне кажется, даже жарко стало. Я предлагаю вам снять носочки и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам). Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я буду останавливать музыку, а вы остановившись расскажите о том, что чувствуют ваши ножки.
(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях : «Что чувствуют твои, Игорь, ноги?» и т. д.).
-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М. Монтессори : разные по высоте и толщине).
-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных грибов»! Как называются эти геометрические тела? (цилиндры)
-Чем отличаются цилиндры (высотой и толщиной)
-Чтобы собрать «волшебные грибы», вам надо разбится на пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые «шумовые цилиндры» из моего мешочка (в мешочке лежат пары шумовых цилиндров М. Монтессори : три цилиндра с красными крышками и соответствующие по уровню громкости три цилиндра с синими крышками)
-Возьмите каждый по цилиндру (дети достают цилиндр с синими и красными крышками). Дети, у кого цилиндры с красными крышками будут по очереди слушать и искать себе пару среди детей, имеющих цилиндры с синими крышками (дети ищут себе пары с помощью игры «ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).
-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры имеют метки-подсказки одного цвета).
-Молодцы, пора и за грибами. Теперь каждая из пар возьмёт себе корзину-блок и будет в неё собирать подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.
(Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ»).
-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали! Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.
-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит сундучок, внутри которого спрятаны баночки со знакомыми запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и фруктами).
-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который хотел бы открыть (дети выполняют задание).
-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что в нём лежит (дети выполняют задание).
-Это что? (ароматические баночки).
-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит. И не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит вот на этом столе.
(Дети выполняют задание и подходят к корзине, в которой лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан, груша, лук или чеснок).
-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь (дети называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).
3. Заключительная часть:
-Итак. Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось?
-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг. Вспомним названия игр, которые вам запомнились. И попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в каждой из игр справиться с моими заданиями? (дети сами или с помощью воспитателя называют органы чувств-помощники, с помощью которых они познавали ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
-Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил, энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и качества не только на сегодня, но и навсегда! Наше путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС», В МИР НАШИХ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.
-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До свидания!».