Получи документы

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».

Наталья Величко
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования

М. Монтессори.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б., Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикация «„Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М, Монтессори“,» размещена в разделах

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработана программа и перспективное планирование игровых занятий в кружке «Мир вокруг нас» для детей дошкольного возраста с использование игрового оборудования М. Монтессори. В основу планирования и программы положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

Перечислю основные группы сенсорных материалов, предложенных М. Монтессори и используемых нами в играх с детьми:

1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:

- для различения размеров и развития глазомера (цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги)

-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички 1-4)

-для различения формы (геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и триноминальный кубы)

2. материалы для развития осязания (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани)

3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки, шумовые цилиндры)

4. материалы для развития чувства тяжести (весовые таблички и цилиндры)

5. материалы для развития чувства тепла (тепловые таблички)

6. материалы для развития обоняния (коробочки с запахами)

7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)

8. материалы для развития стереогнастического чувства (сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела)

В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы подобранные и сделанные руками наших педагогов.

Таким образом, все материалы для проведения кружка «Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие всех видов восприятия детей.

Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребёнка.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

III. Работа по теме занятия.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление темы.

VI. Рэфлексия

В качестве образца предлагаю вашему вниманию презентацию и конспект одного из занятий.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет на тему : «Мир вокруг нас».

Цели:

Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств с использованием оборудования М. Монтессори.

Развивать зрительное восприятие величины цилиндров и закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий, выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще чем.

Развивать слуховое восприятие и упражнять в составлении пар одинаковых шумов разной громкости.

Развивать обоняние детей и продолжать формировать умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с речевой формой описания.

Развивать рецепторы стопы, тактильную чувствительность рук и закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи.

Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание, мышление, память, социальные навыки: умение работать в парах, группе, договариваться, учитывать мнения товарищей.

Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.

Воспитывать интерес к совместной игре, чувства коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.

Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование :

Сенсорная дорожка (выполнена из материалов разной фактуры, колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой, цветные таблички М. Монтессори (по семь штук одного цвета, но разного оттенка, нарисованное солнце и радуга, блоки с цилиндрами М. Монтессори, шумовые цилиндры М. Монтессори, сундучок с шестью разными замками, ароматические баночки с запахами (огурец, банан, лимон, яблоко, груша, персик, поднос с этими же фруктами, накрытые салфеткой.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Улыбнитесь им и скажите : «Здравствуйте!».

-А теперь мы с вами отправимся в путешествие. В «Мир вокруг нас». Это мир, который мы

можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а также рассказать обо всём этом другим людям.

2. Основная часть:

-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.

-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я начну, а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК» начинается.

-Ярослав, ты добрый и заботливый. (дети говорят о друзьях что-нибуть хорошее).

-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие слова? Какое теперь настроение ( дети перечисляют: весёлое, бодрое, радосное,. солнечное).

-От ваших добрых слов проснулось солнышко (воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда, когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны располагаться вокруг центра солнца в порядке следования цветов радуги. Вспомните и назовите по очереди эти цвета. Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот такого же цвета будет потом выкладывать ряд вот из этих цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол поднос, на котором вкоробкес отделениями лежат цветными табличками М. Монтессори : в каждом отделениии по семь штук табличек разной цветовой интенсивности-от тёмного к светлому.

(Дети называют цвета радуги по порядку.)

-Правильно. А сейчас послушайте задание: выстраивать свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой тёмной таблички от одного центра (проводится игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)

-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!

-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне кажется, даже жарко стало. Я предлагаю вам снять носочки и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам). Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я буду останавливать музыку, а вы остановившись расскажите о том, что чувствуют ваши ножки.

(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях : «Что чувствуют твои, Игорь, ноги?» и т. д.).

-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М. Монтессори : разные по высоте и толщине).

-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных грибов»! Как называются эти геометрические тела? (цилиндры)

-Чем отличаются цилиндры (высотой и толщиной)

-Чтобы собрать «волшебные грибы», вам надо разбится на пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые «шумовые цилиндры» из моего мешочка (в мешочке лежат пары шумовых цилиндров М. Монтессори : три цилиндра с красными крышками и соответствующие по уровню громкости три цилиндра с синими крышками)

-Возьмите каждый по цилиндру (дети достают цилиндр с синими и красными крышками). Дети, у кого цилиндры с красными крышками будут по очереди слушать и искать себе пару среди детей, имеющих цилиндры с синими крышками (дети ищут себе пары с помощью игры «ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).

-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры имеют метки-подсказки одного цвета).

-Молодцы, пора и за грибами. Теперь каждая из пар возьмёт себе корзину-блок и будет в неё собирать подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.

(Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ»).

-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали! Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.

-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит сундучок, внутри которого спрятаны баночки со знакомыми запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и фруктами).

-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который хотел бы открыть (дети выполняют задание).

-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что в нём лежит (дети выполняют задание).

-Это что? (ароматические баночки).

-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит. И не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит вот на этом столе.

(Дети выполняют задание и подходят к корзине, в которой лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан, груша, лук или чеснок).

-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь (дети называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).

3. Заключительная часть:

-Итак. Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось?

-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг. Вспомним названия игр, которые вам запомнились. И попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в каждой из игр справиться с моими заданиями? (дети сами или с помощью воспитателя называют органы чувств-помощники, с помощью которых они познавали ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

-Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил, энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и качества не только на сегодня, но и навсегда! Наше путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС», В МИР НАШИХ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.

-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До свидания!».

Публикации по теме:

Интеллектуальное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартных игровых технологий Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка,.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию, отчёт о проведении мастер – класса для родителей по сенсорному воспитанию. Это мероприятие проходило.

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.

Представление опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Актуальность. В наше время, резкое обновление.

Сценарий родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сценарий родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обогащение.

Сенсорная игра «Бизиборд». Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаСенсорная игра «Бизиборд». Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорная игра "Бизиборд" 1. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста.Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В своей работе я использую: • Развитие восприятия.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Я работаю в группе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет. Свою.

Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».
Опубликовано: 4 октября 2017 в 21:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Величко (УИ 585148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД