Карамова Алия Завзатовна
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются :
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. (Венгер Л. А.)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., что подтверждает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах. Но ребенок раннего возраста еще не готов усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения,изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.
Практика показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей раннего возраста при условии необходимости создания предметно-пространственной развивающей среды, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеются емкости для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.
Благодаря сенсорному развитию развиваются такие целевые ориентиры образования в раннем возрасте как :
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
В заключение хотелось бы сказать о том, что только систематическое планомерное использование дидактических игр способствует сенсорному развитию малышей. А использование проектов позволяет активно привлекать к работе и педагогов детского сада и родителей. Моя деятельность по развитию сенсорных способностей с помощью дидактических игр не ограничивается изготовлением и применением только этих дидактических игр. В дальнейшем я планирую разработать изготовить и использовать в работе новые дидактические игры. И внедрить проект уже с новыми детьми и родителями.
Спасибо за внимание!