Ханиева Фариза
Сенсорное развитие детей 2–3 лет через ознакомление с окружающим миром
Китайская мудрость гласит:
«Расскажи- и я забуду,
Покажи-и я запомню,
Дай попробовать-и я пойму»
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное развитие. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей стоит довольно остро.
В раннем возрасте развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических и пальчиковых игр.
Наши малыши находятся в детском саду весь день, но и дома, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, необходимо организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе должна быть создана развивающая среда, которая способствует развитию мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много требуется сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
Актуальность
Актуальность моего опыта заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет основу интеллектуального развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы, а родители не всегда знают и могут им помочь. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов и с детьми, и их родителями. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в раннем, но и в дошкольном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.
В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владея педагогическими знаниями и методами, я пытаюсь строить работу по сенсорному развитию детей во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать дни, проведенные в группе. Помочь детям сделать каждый день незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель этой работы. Игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность. Родители заинтересованы в развитии у детей сенсорных эталонов, но не знают, как это правильно развивать, как правильно играть в современные игры.
Цель работы: Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения.
Воспитание потребности к самостоятельному поиску знаний
Для того, чтобы достичь поставленной цели, мною были поставлены задачи:
1. Создать условия в предметно-пространственной развивающей среде для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов деятельности.
4. Разработать программу для родителей "Играем вместе. "
Для решения поставленных задач была создана соответствующая
предметно-развивающая среда :
Уголок занимательной математики
Дидактический стол
Зона сюжетно-ролевых игр
Спортивный уголок
Музыкальный уголок
Строительный уголок
Уголок экспериментирования
Книжный уголок
Уголок творчества
Отдельно хочется выделить уголок занимательной математики
Рамки-вкладыши
Пирамидки
Мозаики
Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера
Кубики Никитиных
Игры на составление целого из частей (пазлы, разрезные картинки)
Рамки и вкладыши Монтессори
Лото
Сортеры
Шнуровки
Бусы
Формы работы
Дидактические игры
Художественное творчество
Восприятие художественной литературы
Музыкальная деятельность
Игры с водой и песком
Физическая культура
Ознакомление с окружающим миром и природой
Сюжетно-ролевые игры
Взаимодействие с семьей