Валентина Старикова
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? (Сенсорика - чувство, ощущение; моторика – двигательная активность).
Сенсомоторное развитие является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность восприятия, эмоций, процессов саморегуляции.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей до 3 лет – предметно-игровая. Кто играет с ребёнком, каким жизненным опытом обеспечивает его, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Чтобы дети не отставали в моторном развитии и тонкие дифференцированные движения удавались им без труда, в течение учебного года я изучала методическую литературу, проводила НОД с детьми, привлекала родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе для сенсомоторного развития детей, делилась опытом работы с педагогами ДОУ.
Сентябрь
Изучение методической литературы
1. Программа Веракса «От рождения до школы»
2. «Ребёнок третьего года жизни» С. Н Теплюк
3. Перспективное календарно-тематическое планирование по программе в соответствии с ФГОС
4. Статья «Моя первая игра» (Ж «Обруч»№6, 2013г.)
5. Статья «Играем с капелькой» (Приложение «Детский сад» апрель 2003г.)
НОД с детьми
Познавательное развитие «Цветок для бабочки»
Деятельность с родителями
Предложить родителям сшить одежду для кукол, отремонтировать массажные коврики (пуговицы, пробки)
Деятельность с педагогами
Педчас «Задачи ДОУ на новый уч. г.»
Оснащение педагогического процесса
Изготовить игру «Фонарики» (диски, прищепки)
Октябрь
Изучение методической литературы
1. Книга «Пальчиковая гимнастика» О. В Узорова, Е. А Нефёдова
2. Статья «Наши пальчики» (Ж «Дошкольное воспитание»№2, 2014г., с. 89.)
НОД с детьми
1. Познавательная игра-инсценировка «Напечём пирожков».
2. Познавательное развитие «Листопад, листопад, листья жёлтые летят».
3. Познавательное развитие «Паровозик из Ромашково».
Деятельность с родителями
Предложить родителям сделать коврики с пуговицами.
Предложить родителям сшить гусеницу с разноцветными резиночками.
Деятельность с педагогами
1. Курсы повышения квалификации «Содержание и организация ОД в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
2. Педчас «Антистрессовые приёмы»
3. Создание портфолио на личном интернетсайте МААМ. РУ
4. Выступление на педчасе «Адаптация детей к условиям ДОУ»
Оснащение педагогического процесса
1. Оформить в группе уголок сенсомоторики.
2. Выложить шишки ели и сосны для упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Ноябрь
Изучение методической литературы
1. Статья «Игры с использованием магнитной доски» (Ж «Дошкольное воспитание»№2, 2014г. ,с. 90.)
2. Конспекты занятий «Маленькие солнышки – помощники большого солнца», «неваляшки в кармашки»
+ Статья «Волшебный мир прищепок» (Ж «Дошкольное воспитание»№3, 2014г, с 70-87)
НОД с детьми
1. Развитие речи. Д/у и игры с кубиками и кирпичиками.
2. Познавательное развитие «Оденем ёжика»
Деятельность с родителями
1. Предложить родителям сшить сенсорные мешочки с разным наполнителем.
2. Предложить родителям пальчиковые игры для занятия с детьми дома
Деятельность с педагогами
Посещение НОД Кравченко Л. А и Бушковой Л. Н
Оснащение педагогического процесса
1. Сделать в группе сухой минибассейн с разноцветными губками.
2. Изготовиь Д/и «Эй-ка, змейка» (пуговицы)
Декабрь
Изучение методической литературы
1 «Ранний детский аутизм» (рекомендации по развитию мелкой моторики рук, (Ж «Дошкольная педагогика» №10, 2013г. ,с. 34.
2. Статьи «Весёлая мозаика в ясельной группе»
3.«Игры с цветом. Самомассаж с использованием природных материалов» (Ж «Дошкольная педагогика» №9, 2013г., с 30.)
НОД с детьми
1. Познавательное развитие «Игра – ситуация «Хлопья снежные летят».
2. Развитие речи «Д/И «Подбери пёрышко».
Деятельность с родителями
1. Предложить родителям изготовить панно из пластинок и бросового материала по сенсомоторике.
2. Предложить родителям игры для занятий дома с детьми на развитие координации движений.
Деятельность с педагогами
Выступление на педсовете «Нравственное воспитание в семье»
Оснащение педагогического процесса
1. Сделать разноцветные ленты на колечках.
2. Приобрести игру «Разноцветные шнурочки»
Январь
Изучение методической литературы
Статья «Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями» (Ж «Дошкольная педагоика»№3, 2013г. ,с 36.)
НОД с детьми
Познавательное развитие «Весёлый автобус»
Деятельность с родителями
1. Предложить родителям сделать тактильные крышечки (пластмассовая крышка+ ткань).
2. Предложить родителям игры для занятий с детьми дома с использованием шишек.
3. Предложить родителям сделать «шуршунчики» для оформления зимнего участка.
Деятельность с педагогами
Педчас «Игры с прищепками» (Зимина Е. Л)
Оснащение педагогического процесса
Приобрести крупную мозаику.
Февраль
Изучение методической литературы
1. Статья «Игровое пособие «Весёлые пальчики» (Ж «Дошкольное воспитание»№6, 2013г. ,с88.
2. Статья «Соль – не забава» (Ж «Дошкольное воспитание»№9, 2013г. с119.)
НОД с детьми
Познавательное развитие «Игровая ситуация «Коза рогатая».
Деятельность с родителями
1. Предложить родителям сделать разноцветные клубочки для сенсомоторных игр детей.
2. Предложить родителям рецепт солёного теста для лепки дома.
Деятельность с педагогами
Провести открытое занятие для педагогов д/с (19.02.15г.)
Оснащение педагогического процесса
Приобрести разноцветные тактильные мячи.
Март
Изучение методической литературы
1. Статья «Ещё раз о мелкой моторике: рекомендации педагогам и родителям» (Ж «Воспитатель ДОУ №3, 2014г., с 110.)
2. Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (Ж «Ребёнок в д/с» №3,4,6,2012г)
3. Подготовка к окружной конференции.
НОД с детьми
1. Развитие речи «Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики».
2. Развитие речи «Рассматривание сюжетной картины «Чудо-паровозик».
3. Игра – ситуация «Калачи из печи».
4. Познавательное развитие «Сказка для матрёшки».
Деятельность с родителями
Предложить родителям связать стручок горошка с разноцветными горошинами.
Деятельность с педагогами
Педсовет «Итоги года»
Оснащение педагогического процесса
Приобрести и периодически менять разноуровневые пирамидки, стаканчики, логические конструкторы.
Апрель
Изучение методической литературы
1. Статья «Игровые модели в сенсомоторном развитии детей раннего возраста» (Ж «Воспитатель ДОУ№5,2012г. ,с 55)
2.»Картотека дидактических игр по сенсорному развитию» (интернет)
НОД с детьми
Познавательное развитие «Игра – ситуация «Плывут кораблики».
Деятельность с родителями
Предложить родителям сделать сенсомоторные мешочки с разным наполнителем из воздушных шариков.
Деятельность с педагогами
Выступление на окружной конференции в г. Котельнич с презентацией опыта «Использование мнемосхем для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Оснащение педагогического процесса
Периодически дополнять и обновлять конструкторы «ЛЕГО», «Паутинка», «Снежинки»
Май
Изучение методической литературы
НОД с детьми
1. Развитие речи «Чтение рассказа Г. Балла «Жолтачок»
2. Познавательное развитие «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»
Деятельность с родителями
Предложить родителям украсить участок разноцветными флажками, сшить упряжки для игры «Лошадка»
Деятельность с педагогами
Оснащение педагогического процесса
Сделать бусы из старых деревянных счёт.