Друляк Раиса Владимировна
Семья как партнёр педагога в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №195» г. Кирова
«Семья как партнер педагога в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель Друляк Раиса Владимировна, стаж работы 3 года
Собрать в месте – это начать
Остаться в месте - это прогресс
Работать вместе - это успех
Актуальность
Публикация «Семья как партнёр педагога в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Темочки
Что такое «мелкая моторика»? На что она влияет, как, и зачем ее развивать? Пожалуй, эти вопросы сегодня волнуют каждого родителя. Хотя, ответ на них довольно прост! Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, просто не может, не отразится на учебе ребенка. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку и в дальнейшем формирует школьные трудности.
В результате наблюдения за детьми своей группы в процессе свободной деятельности и НОД, я заметила, что у некоторых ребят возникают затруднения с точными движениями пальцев рук, недостаточно развиты навыки ручной умелости и плохо развито творческое мышление.
В группе я организовала «Вечер семейного творчества», по оформлению группы к началу учебного года, где родители и дети совместно выполняли выбранные ими работы. Родители смоги заметить, что у детей возникают затруднения с точными движениями рук и им приходиться помогать. В ходе проведения вечера я рассказала о влиянии нетрадиционных материалов аппликации на развитие мелкой моторики руки ребенка и его творческих способностей.
Родители с интересом отнеслись к теме моей работы. Проведенные семинар практикум и выставки работ заинтересовали их. Некоторые семи с удовольствием занимаются аппликацией из нетрадиционных материалов дома. Родители стали моими партнерами в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза
Мы с родителями считаем, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных материалов в аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Цель:
Развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью нетрадиционных материалов в аппликации.
Задачи:
1. Тренировать точные движения пальцев рук детей.
2. Способствовать развитию творческих способностей.
3. Развитие навыков ручной умелости.
Методы и формы работы :
1) Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
2) словесные (беседа, объяснение, описание, поощрение);
3) практические (самостоятельное и совместное выполнение);
4) диагностические;
5) информационные.
Развивающая среда
Для достижения поставленных целей и задач, основываясь на ФГОС и программе Т. В. Дороновой «Радуга», в группе с помощью родителей был дополнен центр изобразительной деятельности. В нем расположены «волшебные сундучки» с разнообразными материалами для аппликации:
клей, кисточки, разные виды бумаги, салфетки, листья, палочки, мох, пластилин, ракушки, вата, ватные диски и палочки, соль, разные виды круп, рожки, ткань, яичная скорлупа, пуговицы, стружки от карандашей, пазлы, палочки от мороженого и коктейлей.
В группе появились:
• «Стена творчества» Дети могут свободно рисовать или наклеивать различные сюжеты.
• «Семейные коллекции»
• Мини музей «Чудесная пуговка»
• «Гора самоцветов»
• Ритуал «Дизайнерская мастерская в гостях у Карандаша»
Взаимодействие с родителями.
В работе с родителями я использую формы работы :
«Семинар практикум»
Я познакомила родителей с темой моей работы. Выполнили коллективную работу аппликация из бумаги (разные техники)
«Доска веселых объявлений» Я рассказываю родителям, с каким материалом мы будем знакомиться в этом месяце. Какие работы планируем изготовить и что нам понадобиться для работы.
«Шпаргалки» Это небольшие листочки на доске общения, в которых я рассказываю родителям, как работать дома с новым материалом.
«Корзинка предложений» В эту корзинку родители складывают записки с предложением какую работу мы можем выполнить вместе с детьми, готовые варианты работ и принесённые материалы.
«Сезонные мобили»
Родители изготавливают мобили из материала, с которым мы с детьми буде работать. Эти мобили мы используем в РППС группы.
«Клуб по интересам»
Проведя анкетирование для родителей, я узнала с какими видами аппликации они хотели бы познакомиться и поработать. В результате возник «Клуб по интересам», где собираются родители вместе с детьми и делают работу из определённого материала.
«Семейный клуб»
Приходят желающие родители в месте со старшими и младшими детьми и совместно выполняют работу.
«Мой первый вернисаж»
Вместе с родителем мы подбираем работы одного ребёнка и оформляем выставку его работ.
Музейная экспозиция «Умелые руки» В результате работы с разными материалами получаются очень красивые изделия. И мы с родителями решили, что все должны полюбоваться результатами труда и сделали музей «Умелые руки». Обычно проводим его в конце учебного года.
«Мастер класс»
«Консультации»
«Индивидуальные беседы»
«Папки передвижки»
Вывод:
В результате проведения совместной с родителями целенаправленной, систематической планомерной работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных материалов в аппликации у детей появились навыки ручной умелости, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, развивается творческий потенциал детей.
В дальнейшем мы с родителями планируем продолжать работу по развитию навыков ручной умелости у детей, тренировать точные движения пальцев рук. Продолжать знакомиться с разнообразием материалов и возможностью работать с ними в группе и дома.
Методическая литература:
1. ФГОС
2. ООПДОО
3. Т. В. Доронова программа «Радуга»
4. И. А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
2. И. А. Лыкова – «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «Карапуз»,2009. – 144с. ,переиздание дораб. и доп.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003. – 144 с.
4. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. Учебно-практическое пособие. – М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.
5. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 : диагностический журнал. - Учитель, 2012.- 97с.
6. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 72 с.
7. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозайка – Синтез, 2012.- 56с. цв. вкл.
Стена творчества
Наши коллекции
Горы самоцветов
Корзина предложений
Сезонные мобили
луб по интересам