Борисова Елена
Семинар-практикум по развитию речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Борисова Елена Леонидовна
Цель:
- повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Нарушение речи - – достаточно распространенное явление в наше время.
А педагогам, родителям рекомендуется как можно чаще с дошкольниками выполнять упражнения для мимической мускулатуры, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, использовать речевые игры. Вот об этих упражнениях и пойдёт речь.
Публикация «Семинар-практикум по развитию речи в детском саду» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому,стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики,в частности развитию подвижности мышц губ и щёк. Мы умеем улыбаться, мы умеем огорчаться, мы умеем сердиться,
Артикуляционная гимнастика способствует формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика может быть в стихах и в прозе.
Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги).
Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз,
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Игра с мячиками:
А теперь я предлагаю выполнить массаж пальцев рук
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же другой рукой).
Дыхательная гимнастика
Хомячок – надувание щёк. Затем хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
Роза и одуванчик – стоим прямо, глубокий вдох через нос, выдох – максимально выпуская воздух, дует на одуванчик.
Ворона – стоим опустив руки и слегка расставленны ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны. Выдох – медленно опускаются руки, произносим: Карррррр.
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с привлечением эмоциональной настроенности в сочетании со словами.
«Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
- Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Переходим к речевым играм.
"Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а вы говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
МОКРЫЙ. СУХОЙ, ВЗЛЕТЕТЬ. ПРИЗЕМЛИТЬСЯ
ДРУГ … ВРАГ; ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО,
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО, ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ), ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ, ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ, БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ, ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ,бежать-стоять.
Чистоговорки
Аша-аша-аша-вкусная каша. Ошки-ошки-ошки-доставайте ложки.
Ашки-ашки-ашки-приносите чашки. Ашу-ашу-ашу-кушаем мы кашу.
Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в
любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.
Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)
Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух
свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает
свой путь дальше.
Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.
Итак,речевые игры помогают заметно активизировать лексику старшего дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, такие упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребёнка. Данные игры и упражнения не утомляют, снимают напряжение органов речи и детям очень нравятся.
Очень рада, если педагоги используют в работе с детьми артикуляционную гимнастику, речевые игры, что несомненно большой плюс в речевом развитии детей.