Анна Близнюк
Семинар-практикум для родителей на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Семинар-практикум для родителей на тему
«Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей
дошкольного возра ста»
[/b]
Цель: активизация образовательного потенциала родителей по развитию речи детей.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
- познакомить родителей с нетрадиционными формами работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей в условиях семьи;
- познакомить родителей с игровыми приёмами, которые способствуют развитию речи детей.
Материалы и оборудование: бумага, краски, кисти, трубочки для коктейля, пластилин, карандаши.
Ход семинара-практикума.
В настоящее время проблема развития речи детей актуальна и значима, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Но, как показывает практика, использование в работе с детьми обычных методов и приемов, не всегда является эффективным. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность.
Использование нетрадиционных методов на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем ребёнка.
В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению.
Игра «Страна фантазии».
Взрослый сообщает: «Мы оказались в волшебной стране. Здесь всё необычное и удивительное. Дома в этой стране самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые. Дорога в этой стране жёлтого цвета, а на небе всегда две радуги. И повсюду летают разноцветные бабочки.» Ребёнок рисует по описанию взрослого.
И следом можно предложить игру «Назови ласково» :
Дом-домик, дорога-дорожка, солнце-солнышко, облако-облачко и т. д.
Таким образом происходит расширение словарного запаса ребёнка, мы работаем над грамматикой и развиваем связную речь. А на занятиях мы ещё и отрабатывает звуки, которые находятся в процессе автоматизации.
Игра «Что в мешочке?»
Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
Игра «Заселим аквариум»
На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает подводных обитателей: рыба-клоун, осьминог, черепашка и т. д., а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
Аналогично можно играть в игру «Поселим птиц в клетку», «Сад», «Огород», «Террариум» и т. д.
С родителями проводится игра «Страна фантазий».
Пластилиновая сказка.
Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Итак, взрослый берет себе и дает ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сам и предлагает ребёнку лепить вместе с ним сказочных героев. В ходе таких игр дети могут сами придумывать сюжет сказки, одновременно лепить и озвучивать его.
Родителям предлагается попробовать вылепить сказку «Репка».
Достоинства этого метода в работе с детьми по развитию речи :
- во время работы над сказкой, дети расширяют словарный запас,
- идет работа над автоматизацией поставленных звуков,
- вводятся в самостоятельную речь поставленные звуки,
- тексты сказок помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи,
- дети усваивают образность языка, его метафоричность,
- во время сказки дети чувствуют свою психологическую защищённость,
- работа со сказкой способствует развитию тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Также возможно использовать метод Изосказки, где вместо пластилина используются карандаши и бумага.
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это увеличение объема памяти путем образования ассоциаций.
Мнемотехника – помогает развивать :
- ассоциативное мышление,
- зрительную и слуховую память,
- зрительное и слуховое внимание,
- воображение,
- связную речь.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картинке и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ;
разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
отгадывание и составление загадок.
Родителям предлагается отгадать загадки, которые изображены в виде мнемосхем, а также повторить чистоговорки по мнемосхемам.
Использование элементов арт-терапии в речевом развитии дошкольников.
Техника «Кляксография».
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки для коктейля дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал, что он увидел в своих кляксах.
Ребёнок (возможно совместно с педагогом) составляет описание предмета, придумываем историю или сказку по своему рисунку.
Таким образом идёт работа по расширению словарного запас ребёнка, автоматизация поставленных звуков в речи, а выдувание кляксы с помощью трубочки способствует формированию правильного дыхания, развитию силы выдоха.
Родителям предлагается познакомиться с техникой «кляксография» на практике.
Техника «Рисование на манной крупе»
В неглубокую ёмкость насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.
Техника «Рисование мокрой нитью».
На разнос помещается мокрая нить, ребёнок нитью выкладывает определённую буквы, над которой в данный момент идёт работа (постановка, автоматизация, введение в речь).
Список использованной литературы
1. Галанов А. С., Галанова А. А., Галанова В. А., Полный курс игрового обучения детей; под ред. Ю. Велюха. – Издательство: Букмастер, 2014.
2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
3. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М. И. Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. - М. : ПАРАДИГМА, 2012.
4. Никитина, А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 2008.