Салтанат Шаймерденова
Оказание педагогической поддержки родителям в духовно нравственном воспитании детей и молодежи
▼ Скачать
Оказание педагогической поддержки родителям в духовно нравственном воспитании детей и молодежи
Шаймерденова Салтанат Газисовна
Бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Омска «Детский сад №20»
Оказание педагогической поддержки родителям в духовно нравственном воспитании детей и молодежи
Публикация «Оказание педагогической поддержки родителям в духовно нравственном воспитании детей и молодежи» размещена в разделах
Духовность и нравственность — базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры : философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т. д.
Нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
Духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — серьезная проблема нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Освоив народные традиции, дети узнают историю своей семьи, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, обычаи. Работая в детском саду БДОУ г. Омска «Детский сад №20» мы взаимодействуем с родителями и детьми, проводим такие праздники как «День народного единства», приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям. Духовно - нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка.
Наш детский сад сотрудничает с БУК г. Омска «Детская библиотека им. В. Чаплиной», мы с детьми посещаем библиотеку, где нас знакомят с биографией и творчеством детской писательницы, рассказы очень интересные и красочно иллюстрированы, работники библиотеки читают нам рассказы.
Так же проводим праздники посвященные дню Победы, защитника Отечества, дети готовят подарки для своих пап и дедушек, мы их приглашаем на праздник, где дети поют, танцуют, рассказывают стихи. А еще проводим международный женский день 8 марта, таким образом детский сад принимает участие в сплочении семьи и культурных ценностей. Мы приобщаем детей к народному празднику «Масленица», дети ждут этого праздника с нетерпением, родители активно участвуют в подготовке к празднованию: пекут блины, сооружают чучело и принимают участие в играх. Важная часть дошкольного воспитания, это родительские собрания, где мы проводим консультацию по воспитанию детей, возрастным особенностям, решаем возникшие вопросы.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, обращения к духовной жизни начинается также в данном возрастном периоде – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, достигаются следующие результаты:
• устойчивость навыков поведения;
• сформированность основ ценностных сфер личности;
• стабильность психического развития;
• целостность восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
• приобщение детей и взрослых к знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи, предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи, предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.