Кувшинникова Анастасия Алексеевна
Семейное чтение — важная составляющая семейного общения
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейное чтение – важная составляющая семейного общения».
Важная роль в воспитании дошкольника, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье.
Семейное чтение – эффективный инструмент укрепления взаимоотношений в семьи, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, людей разных поколений.
Публикация «Семейное чтение — важная составляющая семейного общения» размещена в разделах
Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с усвоением учебной программы.
Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь. Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка клиповое мышление, т. е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок без осознания происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным освоение ребенком реального социального опыта.
Компьютерные герои или же герои мультфильмов не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на развитие речи у дошкольника и его мышление.
В результате происходит нарушение развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т. д.).
Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.
Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности). Семейное чтение дает живое общение, показывает всю палитру мимики, передаёт эмоции и социальный опыт, что благоприятно сказывается на развитии головного мозга, речи и поведении в обществе в целом.
В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком?
Сначала это будет не чтение, т. к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но читать для того, чтобы он слышал звуки необходимо. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями.
Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.
В дальнейшем, когда речевой слух уже развит и ребёнок понимает смысл слова, можно использовать более сложные жанры литературы (рассказы, сказки, стихотворения, прозу). Также читать более длительные произведения по времени, чтобы развивать усидчивость у дошкольника. Тем самым развивать внимание и память, что немало важно для развития головного мозга.
Если говорить об укреплении взаимоотношений в семье, об улучшении отношений между детьми и родителями, как совместное чтение может помочь?
Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в семье, мы взаимодействуем: общаемся, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.
Совместное чтение очень благотворно влияет на развитие ребёнка. Развивается не только речь, память, внимание, но и эмоциональная сфера ребёнка.
По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения?
Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, донести до ребенка нравственный смысл произведения.
Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали красивые картинки.
При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка?
Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное принцессы и их приключения. Но есть произведения, которые интересны и девочкам и мальчикам. Например «Волшебник изумрудного города» или «Приключения Незнайки и его друзей».
Не рекомендуется читать комиксы, фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие дошкольника.
Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, то это говорит о том, что ребенок не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку, рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе. Если ребенку четыре и старше, то можно попробовать читать текст сложнее, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, для выявления проблемных зон развития у дошкольника.
Трудности с чтением и письмом в дошкольном возрасте говорят о нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду.
Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение.