Лучший педагог года

Семейное чтение как форма и средство познания мира и формирования личности

Анна Бочарникова
Семейное чтение как форма и средство познания мира и формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы

"Семейное чтение как форма и средство познания мира

и формирования личности"

В последнее время отмечается повышенный интерес к проблемам чтения, что обусловлено несколькими факторами. Изменилась информационная, социокультурная и образовательная среда, определяющая человека читающего. Возникло противоречие между интенсивным развитием телекоммуникационных технологий, способных обеспечить доступ к любой информации в неограниченных объемах, и психофизиологическими возможностями ее восприятия, осмысления, понимания и оценки в жизнедеятельностных целях человека. Психика человека и психические механизмы процесса чтения, с точки зрения скорости усвоения информации в больших объемах, не эволюционируют. Не модифицируется и стратегия психолого-педагогического сопровождения читательского развития, обеспечивающая воспроизводство культуры чтения. Результат: снижение культуры чтения – главного индикатора читательского развития, что подтверждается различными исследованиями в области чтения и данными PISA (Programme for International Student Assessment (PISA) - международное исследование, которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

Публикация «Семейное чтение как форма и средство познания мира и формирования личности» размещена в разделах

В сознании детей, подростков и юношества изменился ценностный статус чтения, который в условиях экспансии экранной культуры отходит не просто на второй план, а воспринимается как архаизм.

В содержании чтения детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв: старшее поколение не может передать младшему традицию освоения литературной культуры.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и познавательных ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, своё завораживающее впечатление от чтения, хотя ему было и не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто необходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств познания мира и формирования личности.

В. А. Сухомлинский сказалЧтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.

Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю. Вот и одна из причин недостатка времени читать детям. В результате этой причины - дети все больше «уходят» в компьютер. А если вдуматься, увлечение виртуальным миром - компенсация недостатку общения. А ведь чтение вместе - это и есть общение. И достаточно на него 20 минут в день. Важно понимать смысл семейного чтения - это не способ получения информации и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Важность чтения вслух состоит в том, что когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия и сопереживания, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение - слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей слышащих только разговорную речь. Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще объективно осмысливать текст, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.

Дети познают мир в различной деятельности; в играх, в труде, на занятиях и в повседневной жизни.

Знания, получаемые ребенком при чтении книг, являются одним из важнейших средств этого познания. Маленький «почемучка» тянется к книге. Ему так хочется поскорее узнать, как устроен мир! Через книгу малыш стремится узнать жизнь и людей. В раннем дошкольном возрасте идет познание взаимоотношений взрослых, которые окружают ребенка и он строит тактику собственного поведения в семье, а потом круг его внимания расширяется. Ребенка манит широкий мир. Вот тут и рождается у него интерес к художественной литературе, в которой он черпает знания о жизни. Значит – мы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы как можно раньше окружить ребенка книгами, способными разбудить его эмоции. А это требует строгого, качественного отбора литературы для чтения детям.

Для того чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе было проведено анкетирование

среди родителей детского сада. (Приложение № 1)

Важно было изучить мотивы чтения в семье, любимые детьми темы и жанры детской литературы, мнение родителей о важности приобщения детей к чтению, узнать, что они понимают под словами «семейное чтение». В ходе исследования было опрошены родители, имеющие детей 3-5 лет.

Читают своим детям вслух - 76%, 4% категорично ответили - "Нет", и 20% - делают это иногда. Как и предполагалось, чаще читает книги ребенку мама: 56%. Реже - бабушка: 25%, совсем редко - папа: 12%, и в исключительных случаях дедушка: 7%. Что побуждает родителей читать вслух своему ребенку? Для некоторых родителей (4%) это возможность "убить время", кто-то (18%) таким образом хочет успокоить ребенка перед сном, многие (48%) откликаются на просьбу ребенка, для 30% мотивом для чтения вслух является осознание важности приобщения малыша к книге.

Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.

Рекомендации по организации семейного чтения

Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Когда ребенок слушает интересное литературное произведение, в глазах его отражается удивление, азарт, любопытство. Каждое стихотворение, сказка несет свой определенный смысл. Например, стихотворение «Зима» И. Сурикова – это задумчивость, лиризм. «Где мой пальчик?» Н. Саксонской – юмор. Народные песенки, потешки – это радость. И если ребенок понимает этот смысл, то он светится от радости, от сознания того, что он такой умный, сообразительный.

Ребенок должен не только понимать смысл произведения, но и определять нравственные качества героев (добрый, злой, смелый, оценивать их поступки, высказывать свое мнение и, как бы он поступил в том или ином случае. Например, сказки «Два жадных медвежонка», «Колосок» или рассказ Н. Носова «На горке», «Чук и Гек» А. Гайдара.

Большое внимание нужно уделять народному творчеству. Оно богато по содержанию. Каждая пословица, поговорка это жизненный урок. Например, «Судят не по словам, а по делам» или «Любишь кататься, люби и саночки возить». При чтении пословиц, поговорок не надо требовать от ребенка механического запоминания. Надо обязательно поговорить с детьми о смысле, заключенном в них, как ребенок понимает то или другое высказывание.

Чтобы ребенку были понятны все слова из читаемого произведения, необходимо расширять его опыт, подготовить к восприятию художественного текста. В своих рабочих планах воспитатель планирует вне занятий провести наблюдения, рассмотреть иллюстрации, беседы и т. д. Содержание предварительной работы определяется художественным текстом, опытом детей и возможностями дошкольного учреждения. Например, перед прочтением украинской сказки «Колосок» можно провести беседу о том кто и как выращивает хлеб, рассмотреть картинки, рассмотреть настоящий колос, зерно, муку и так далее. Если же предстоит выучить стихотворение о природном явлении, например, об осени (Е. Трутнева «Улетает лето», то здесь воспитатель организует наблюдения на участке, в парке, проводит игры дидактические и подвижные. Дети должны сами увидеть красоту падающих листьев, паучка на кончике паутинки, услышать шорох листьев, то есть делается все то, что приближает их опыт к содержанию стихотворения.

Книги должны быть интересны и доступны детям, т. к. они являются одним из главных источников знаний для ребенка.

Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых, иначе пропадет интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых (и в-главных, семейное чтение - важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие, и сопереживание, и обсуждение.

Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.

У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного.

Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.

Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением. Теперь сам будет читать, а спустя восемь – десять лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну как книга?»«Ничего, нормально»безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен и помогает семейное чтение.

Совместные семейные чтения любимых, а потом и необходимых книг, с последующим обсуждением, с рисунками-иллюстрациями, которые можно сделать всей семьей - эти и другие приемы несложны, но реальны.

Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, — прекрасное средство для формирования личности и средство познания мира.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. При чтении вслух у детей возникнет море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребёнка, он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастёт. Специалисты по семейному чтению предупреждают : не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги. Вместе с ребёнком создавать для него библиотеку.

Вместе с ребёнком покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребёнка.

Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя) с учетом его интересов и увлечений.

Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)

В доме должна быть детская библиотека.

Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом (например, книги о динозаврах, космических приключениях).

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребё нка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

Заключение.

Происходящие сегодня в России коренные изменения в социальной, экономической и духовной жизни страны не могут не отражаться на чтении. Острота и важность проблем чтения осознаётся в обществе. Знаковым событием стала разработка и принятие в 2006 г. «Национальной программы поддержки и развития чтения». Появление такого документа было продиктовано "острой жизненной необходимостью", поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой "системный кризис читательской культуры", подчеркивает в предисловии к печатному изданию программы Е. И. Кузьмин.

Приобщение к чтению происходит в первую очередь в семье. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

* защищаем его душу;

* питаем ум и сердце;

* побуждаем к самосознанию;

* содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Публикации по теме:

«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания»«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания» Сегодня, когда дети дошкольники только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. Чтение развивает познавательные.

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Практика благодарности как основа формирования позитивной социализации личностиПрактика благодарности как основа формирования позитивной социализации личности Благодарность, что это?Благодарность определяется как сильное чувство признательности к кому-то или чему-то. И это социальное отражение.

Проект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группеПроект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группе Проект "Семейное чтение по творчеству И. А. Крылова" в подготовительной группе Аннотация проекта. Сегодня весь мир стоит перед проблемой.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семейное чтение как форма и средство познания мира и формирования личности
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 11:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное чтение как форма и средство познания мира и формирования личности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бочарникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД