Щавлева Татьяна
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 27 г. Ейска
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Подготовила: воспитатель
Щавлева Т. В.
Ейск, 2019
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
•дать детям представление о свойствах воздуха;
Публикация «Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе „Секреты воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
•опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;
•развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
• вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Предварительная работа: Беседы о живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдения на прогулках за ветром.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная встреча. Помните мы с вами, говорили о живой и неживой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе?
Ответы детей: люди, животные, птицы, растения.
- А что относится к неживой природе?
(камни, вода, воздух, песок, почва, звезды)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
(Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух.
Воспитатель: Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
Воздух везде : на улице, в комнате, воде и даже внутри нас.
(из-за дверей доносятся звуки)
Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит? (открывает двери).
В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок.
Воспитатель: Здравствуй, лягушонок! Как ты к нам попал?
Лягушонок: Здравствуйте, ребята, я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся, мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нём слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди, лягушонок! Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини лабораторию.
Посмотрите на иллюстрацию. Чем занимаются в лаборатории? Правильно в лаборатории проводят разные опыты и исследования. Хотите побывать в роли исследователей? Я с вашего согласия буду научным руководителем нашей лаборатории.
(Надеть халаты).
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило 1: На столах ничего не трогать без разрешения.
Правила 2: Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило 3: Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило 4: Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило 5: Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Мы уже сказали, что воздух это то, чем мы дышим. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто еще дышит, кроме человека?
(Ответы детей).
Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.
- Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки.
Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы)
Опыт №1 «Дыхание»
Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо ли вам было без воздуха?
(Ответы детей).
- Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Мы его видим? Значит он – невидимка.
Давайте убедимся, что он есть.
Опыт № 2.
У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо). Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.
Опыт № 3.
Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Опыт № 4
Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,
Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).
Физкультминутка (под музыку с лентами изобразить ветерок)
Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие. И каждая двигается то вверх, то вниз. Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях. Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…
Опыт №5
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)
Опыт №6
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом).В столовой? (едой).
Опыт № 7
Имеет ли воздух форму?
Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт № 8 (с кусочками земли)
Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:
-Что это? А есть ли воздух в Земле? Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.
(воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх)
-Что вы увидели? (пузырьки)
-А что в них? (воздух)
-Откуда он взялся? (был в земле)
-Куда поднялись пузырьки?
Вывод: Воздух есть даже в земле.
Опыт №9
А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица) :
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны).
Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора прощаться.