Татьяна Скрягина
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ на тему «Программа «Мир открытий». Технология «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ»
Тема: «Программа «Мир открытий», технология «Ситуация».
Основные цели: Создание условий для благополучного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение практической компетентности родителей в вопросах конструирования образовательной ситуации.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ситуация. Образовательная технология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Задачи: Активизировать знания о системе дидактических принципов, целях образовательных ситуаций разного типа;Освоить алгоритм конструирования образовательной ситуации «открытие нового знания»;Способствовать установлению партнерских отношений с родителями (законными представителями) в вопросах развития успешного ребенка.
Дидактические материалы: презентация, созданная в программе Power Point, листы с заданием, листы бумаги на каждого участника, карандаши, видеоролик с занятием «Перчатки».
Оборудование: телевизор, ноутбук.
Краткая аннотация к работе: Содержание мероприятия разработано для повышения педагогического образования родителей. Родители смогли сами попробовать на практике разобрать несколько затруднений, которые они испытывают в той или иной ситуации, на основе педагогической технологии «Ситуация». Закрепив свои знания на примере образовательной ситуации для дошкольников «Перчатки».
Ход мероприятия:
1. Мотивация к деятельности
1 часть – теория Слайд 1
Добрый вечер, уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля, а мы капитаны своего корабля под названием «Семья».
Мы с Вами продолжаем знакомиться с программой «Мир открытий, которая реализуется в нашей группе и в дошкольном образовательном учреждении в целом.
Сегодня я приглашаю Вас принять участие в нашей лаборатории, тема которой «Программа «Мир открытий», технология «Ситуация».
Слайд 2. Программа «Мир открытий» - программа нового поколения ориентирована на создание оптимальных условий для самоизменения, саморазвития всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Слайд 3.
Сначала вспомним основные понятия, которые встречаются в программе «Мир открытий».
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированную на достижение цели.
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.
Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Саморазвитие – это постоянный, направленный и контролируемый процесс, который формирует личностные, физические направления развития человека.
Самоизменения – способность становиться иным, меняться в определённую сторону; изменять в себе проявленные качества личности.
Слайд 4. Системно - деятельностный подход
Основу Программы «Мир открытий» составляет системно – деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательной среды.
В основе системно - деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действия или операций, в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).
Слайд 5. Цель Программы
Главной целью образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного, сегодня признается воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации. Исходя из выше сказанного целью программы «Мир открытий» является:
Непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, позитивной социализации, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для становления в его сознании целостной картины мира. Формирования готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Слайд 6. Принципы СДП:
В основу СДП положены основные принципы развивающего обучения: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, креативности (творчества, непрерывности.
Слайд 7. Технология «Ситуация»
Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена новая, эффективная технология «Ситуация», где:
1. Детям не дают готовые знания.
2. Взрослые мотивируют детей на потребность «открыть» новое знание.
3. Самостоятельное открытие детьми «нового» знания через систему вопросов и заданий.
4. Применение детьми «новое» знание в практике.
Работа с детьми по освоению содержания программы в технологии «Ситуация» идет поэтапно:
Слайд 8. Этапы технологии «Ситуация»
• «Введение в ситуацию» (мотивация на совместную деятельность)
• «Актуализация» (актуализация знаний и умений, ранее полученных детьми)
• «Затруднение в ситуации» (фиксирование затруднения и способ его преодоления)
• «Открытие детьми нового знания (способа действий»)
• «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка»
• «Осмысление (итог)
3. Выявление места и причины затруднения
Итак, уважаемые родители, мы вспомнили с Вами основные особенности программы «Мир открытий» и можем перейти к практической части нашей встречи.
2 часть - практическая
У вас на столах находится материал, который нам будет необходим в течение нашей совместной деятельности. Будьте внимательны, слушайте задание.
Задание для родителей.
Возьмите розовый лист бумаги с текстом…
Выделите ключевые слова, определяющие специфику взаимодействия педагогов с родителями в освоении образовательной программы «Мир открытий» (время 2 минуты).
Слайд 9. Текст с правильным выполнением задания.
Вовлечение родителей в образовательный процесс является одной из основных задач взаимодействия с родителями. Педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения необходимо создать условия для стимулирования активности родителей в образовательном процессе ДОУ. Родители (законные представители) должны быть лично заинтересованы в воспитании, обучении, развитии детей.
Во взаимодействии семьи и детского сада важными принципами является: принцип сотрудничества в решении поставленных образовательной программой «Мир открытий» задач; индивидуального подхода; утверждения самоценности родителей.
Важен доброжелательный стиль общения. Дошкольное образовательное учреждение должно быть открытым для семьи.
Между взрослыми (педагогами и родителями) в вопросах развития личности ребенка должны преобладать доверительные отношения.
(После того как все группы справятся с заданием, предлагаю проанализировать результаты, сверить с правильным текстом на экране). Проверка правильного выполнения задания (время 1 минута).
Итог: Уважаемые родители из данного текста вы должны уловить важную мысль, что только с вашим активным участием и нашей помощью мы можем добиться успешности в развитии вашего ребенка.
4. Построение проекта выхода из затруднения
3 часть Слайд 10. Деловая игра «Диагностика-консультация» «Технология «Ситуация» - путь готовности ребенка дошкольника к саморазвитию»
Всем известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом детской деятельности и основным средством обучения. Играть любят и дети и взрослые. Я Вам предлагаю поиграть в деловую игру.
Прежде чем начать игру, давайте вспомним, что же такое затруднение? (Выслушиваются ответы родителей : возникновение сложности, какое-то препятствие в деятельности, что-то мешает добиться какого-то результата и т. д.).
Из ваших высказываний можно сделать вывод: Затруднение - это помеха, препятствие в достижении цели деятельности.
Слайд 11. Задание 1.
Каждый участник деловой игры пишет на отдельном листе бумаги затруднения, которые он испытывает в воспитании своего ребенка.
Время – 2 мин.
Слайд 12. Задание 2.
Внутри группы спикер (руководитель) зачитывает (или по его просьбе кто-то из участников группы) свои затруднения, остальные вычеркивают в своих листах те, которые повторяются у них в списке. Список затруднений добавляется отсутствующими затруднениями в списке выступающего внутри группы (2мин).
Слайд 13. Задание 3.
Спикеры групп выступают с перечнем затруднений, выявленных в результате обсуждения внутри группы (названные затруднения в последующих выступлениях не озвучиваются) остальные руководители групп вычеркивают те, которые назвали их коллеги. (1 мин. на каждую группу)
5. Реализация построенного проекта
Слайд 14. Задание 4.
Группы готовят и задают вопросы друг другу по теме затруднениям, которые прописаны у руководителя группы.
Обсудить затруднения в группе, выбрать наиболее значимое, но не совсем понятное, сформулировать по нему вопрос и задать другой группе. Обсуждение ответа на заданный вопрос 2 мин. ответ 2 мин.
Воспитатель обобщает ответы родителей, дает краткую аннотацию на затруднения, которые не вошли в обсуждение, подводит итог игры.
6. Первичное закрепление
Итог игры: Уважаемые участники деловой игры, вы все справились с заданиями, были активны, убедительны. Вы поняли, что из любого затруднения как детей, так и ваших можно найти выход, проанализировав причины затруднения, осуществив поиск информации, наметив пути преодоления.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
4 часть Просмотр видеоролика – занятия по художественно – эстетическому развитию «Перчатки» на основе технологии «Ситуация».
Вопросы: В каком моменте занятия дети встретились с затруднением? Сформулируйте его.
Ответы родителей : Как выглядят перчатки. Как мы сможем помочь обезьянке.
Как дети искали выход из создавшейся затруднительной ситуации?
Ответы родителей : Дети предлагали разные варианты: купить, показать, нарисовать и т. д.
Кто подсказал выход и какой?
Ответы родителей : Дети сами нашли выход из затруднения, они нарисуют перчатки и отправят обезьянке по почте.
8. Включение в систему знаний
Я хочу дать Вам последнее задание: На чистом листе бумаги напишите ваше мнение о программе «Мир открытий», технологии «Ситуация», как меняется ваш ребенок, что интересного с ним происходит в плане саморазвития, самореализации.
9. Рефлексия деятельности
Итог занятия лаборатории педагогического образования родителей.
Итак, уважаемые родители подведем итог. На занятиях с детьми мы предлагаем прием рефлексии: рассказать, что они узнали на занятии, кому помогли, кто помог им, смогли ли они справиться, с затруднением, какой выход нашли.
На нашем занятии мы с вами тоже разобрали несколько затруднений, которые вы испытываете в воспитании своих детей, где вы поделились и нашли пути преодоления затруднений. Наше занятие я хочу закончить словами. Слайд 15.
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию,
нам нужнее всего одна,которая бы научила нас искусству
приобретать знания с затруднениями»
Жан - Жак Руссо
Использованная литература:
Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
Коломийченко Л. В. «Я – компетентный родитель : программа взаимодействия с родителями дошкольников».
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 – 4.