Получи документы

Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Елена Шиндорикова
Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей в дошкольном возрасте

«С детьми играем — речь развиваем»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Публикация «Развитие речи детей в дошкольном возрасте „С детьми играем — речь развиваем“» размещена в разделах

В соответствии с концепцией в исследованиях психолого- педагогических проблем развития речи дошкольников, четко выделенные три основных направления обучения:

- структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);

- когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные сто­роны развития речи дошкольников.

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы.

В младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор, схемой высказывания.

В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец, о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении.

В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец, описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза, рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.

Формирование речевых навыков – большой труд для каждого ребенка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.

Примеры словесных игр для детей младшего возраста:

«Подбери форму предмета»

Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.

«Съедобное – несъедобное»

Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

«Добавь слово»

Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг. «Один – много» Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

«Объединение»

Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта.

«Звукоподражание»

Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить. «Кто что делает» Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка. Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят.

Примеры словесных игр для детей старшего возраста:

«Закончи предложение»

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

«Найди сходство и различия»

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.

«Подбери общее понятие»

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша —. ; стул, шкаф —. ; огурец, капуста —. ; ботинок, сапог —. ; кукла, мячик —. ; чашка, тарелка —. ; кошка, слон —. ; нога, рука —. ; цветок, дерево —. ; окунь, щука —. ; роза, одуванчик —. ; март, сентябрь —. ; дуб, береза —. ; фонарь, лампа —. : дождь, снег —.

Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

«Разложи по группам»

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

«Классификация по обобщающему слову»

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т. д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

«Лишнее слово»

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

• Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Фотоотчет «С конструктором играем, речь развиваем» с детьми раннего возрастаФотоотчет «С конструктором играем, речь развиваем» с детьми раннего возраста Мои малыши, дети раннего возраста, очень любят играть с конструкторами. Один из таких конструкторов - решетчатый, мы внесли в группу.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Опубликовано: 9 января 2023 в 13:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шиндорикова (УИ 2495706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД