Мария Ручкина
Конспект занятия «Русские посиделки»
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Публикация «Конспект занятия „Русские посиделки“» размещена в разделах
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовенок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь поудобней.
Начинаем мы без спешки,
И расскажем Вам потешки (Дети читают потешки)
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Хозяйка:
Молодцы ребята, много потешек знаете.
А Вы знаете почему главное место в избе занимает печь?
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка! (автор неизвестен)
Хозяйка:
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
(Имя, выходи дружок,
Чем достанешь чугунок? (ухват)
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)
- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)
- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)
- Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Хозяйка:
Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)
- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.
Игра: «Собери клубочки»
(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)
- Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.
Смотрите у Кузи узелок. Он нам ложки принес.
Ложки деревянные, расписные.
-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.
Игра на ложках «Во саду ли в огороде»
Хозяйка:
Собирайся детвора, будет русская игра
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда
Первый раз – прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.
- А вот чай готовили в самоваре. Где в нашей горнице самовар?
По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.
На высокой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке.
Самовар стоит, словно жар горит.
На ребятушек поглядывает:
- «Ребятишек я встречаю,
Сладким чаем угощаю» (по мотивам сказки Чуковского)