Елена Ильясова
План-конспект занятия «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Цель: систематизировать знания и представления детей о России как государстве, в котором они живут.
Задачи:
– уточнить знания и представления детей о стране, в которой мы живём, о понятии Родина, о национальностях, о её столице, о символах государственной власти России, о неофициальных символах России;
Публикация «План-конспект занятия „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
– обогатить словарный запас детей определениями, эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями; способствовать развитию связной и диалогической речи, памяти, мышления, слухового внимания;
– воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Вид занятия : беседа-презентация.
Оборудование и оформление занятия : ноутбук, телевизор, магнитная доска.
Дидактический материал: презентация «Россия – Родина моя», стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?», «Герб России», «Флаг России», стихотворение В. Гудимова «Россия», видео: «Россия – это ты, Родина моя», «Гимн России», «Россия – мы дети твои».
Ход занятия:
1. Организационная часть
Приветствие, проверка присутствующих, готовности детей к работе, повторение техники безопасности во время занятия, санитарно-гигиенических норм, повторение материала прошлого занятия.
2. Основная часть. Презентация «Россия – Родина моя»
– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по нашей Родине. Как она называется? – (Россия, слайд 2).
– Посмотрите, как огромна наша страна. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.
– Россия – это наша Родина. Родина – это значит родная, как мама и папа. Это место где человек родился. Мы родились в Республике Башкортостан.
– Одно из самых красивых мест России – это БАШКИРИЯ. Наша республика маленькая часть огромной страны – наша малая Родина – (слайд 3).
Столицей-главным городом является УФА (слайд 4, наш главный город в республик, она тоже часть большой России.
Но а мы с вами живем в селе Кушнаренково
– Послушайте стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» – (Читают дети, слайды 5, 6, 7).
«Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Словесная игра «Красивые слова о России» Как её можно назвать? Россия, она какая? (Красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная, огромная).
– Если мы живём в России, то кто мы? – (Россияне, слайд 8).
– Но национальности у нас разные: русские, украинцы, татары, армяне, евреи. Россию населяет более 180 национальностей.
Конспект занятия в старшей группе
Виртуальная экскурсия «Памятники нашего города»
Цель: Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях города, формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, воспитание чувства любви к своему городу.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о понятиях «памятник», памятное место, о достопримечательностях родного города; дополнить знания детей о памятниках города, представлений об истории города, совершенствовать умение узнавать свой родной город на фотографиях;
- развивать зрительную память, мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять;
- способствовать возникновению интереса к истории родного города, гордости за свой город.
Словарная работа:
- ввести в активный словарь детей слова, обозначающие названия достопримечательностей города, слова «памятник, памятное место».
Предварительная работа:
• экскурсии к памятникам «Вечный огонь», «Неваляшкам», городской пушке;
• беседы с детьми о родном городе,
• рассматривание фотоальбома о городе,
• заучивание стихов
• оформление фотостенда «Я и мой город»;
• рисование «Улицы нашего города».
Методические приемы:
• игровые: пальчиковая гимнастика, м/п игра с мячом «Закончи предложение», физкультминутка;
• словесные: вопросы и ответы, рассказ воспитателя о городе, художественное слово;
• практические: продуктивная деятельность;
• наглядные: использование ИКТ.
Материалы к занятию : презентация «Мой город Котовск», видеопроектор, фотографии г. Котовска, памятников нашего города, фланелеграф, макеты с изображением памятников «Неваляшка», «городская пушка».
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу, но экскурсия эта будет необычной.
Воспитатель обращает внимание на слайд с картой России и читает стихотворение.
«Необъятная страна». (В. Степанов)
Если долго-долго, долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго, долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель. На карте есть и наш город. (Слайд с картой Тамбовской области)
Воспитатель. Ребята, я сейчас буду вам рассказывать, а вы мне помогайте. Согласны?
Игра с мячом «Закончи предложение».
- Страна, в которой мы живем называется.. . (Россия). Мы живем в небольшом городе.. . (Котовск). (слайд «стела «Котовск», городская площадь, здание администрации»). Жители нашего города называются.. . (котовчане). Он расположился на берегу реки, которая называется.. . (Цна). (слайд с изображением поймы реки Цны). Вокруг Котовска растут красивые леса, в которых много.. . (деревьев, ягод, грибов, птиц, зверей). В нашем городе много больших красивых зданий (Дворец культуры, музей, универмаг, школы, детские сады, почта). (Слайд с изображением Дворца культуры, детского сада, музея)
Скажите, ребята, а вы любите свой город? Можете сказать, почему? Давайте вспомним стихи, которые написали с большой любовью про наш город наши с вами земляки.
1ребенок. На правом берегу спокойной Цны
Живёт наш город, с виду неприметный,
Не избалован славою газетной,
Живёт по пульсу матушки-страны.
Живёт наш город. Дорог он для тех,
Кто здесь родился и годился в деле.
2 ребенок. Начался век, неделю за неделей
В труде проводит честный человек.
Как у страны, у нас свои вопросы,
Свои задачи, радости свои.
И всё ж российские поют здесь соловьи,
И мать - Россия рожь сплетает в косы.
3 ребенок. Как и страна, гордимся мы людьми,
Своими дорогими земляками,
Спасибо, город мой, что есть ты у меня!
Любовь и мир тебя не миновали,
А голуби опять наворковали,
Что город наш и все мы в нём родня!
4 ребенок. Простой народ, центральная Россия!
Но всей стране без нас не обойтись.
В России небо тянет душу ввысь,
И нет для сердца Родины красивей! (Татьяна Матвейкина)
5 ребенок. Не надо копать глубоко
и далече,
Котовск, на раскопках
начала твои.
От глаз посторонних
ты был засекречен,
В тамбовском лесу
арсенал затаив. (Юрий Хоренков)
Воспитатель. А ещё в нашем городе есть памятники. К некоторым из них мы с вами ходили на экскурсию. Что такое памятники, и зачем они нам нужны? (Ответы детей, после которых воспитатель делает общее обобщение).
Памятник - это фигура или просто плита, которая помогает нам запомнить и сохранить память о человеке, важном событии, или даже животном в будущем. Памятники придумали в очень далекие времена. В далекой древности люди придумали хороший способ - чтобы не забыть о подвигах того или иного человека ставили камни, на котором было выбито несколько букв - имя и фамилия человека. Памятники ставят не только тем людям, которые погибли, но и тем, кто жив, но отличился чем-то хорошим. Памятники часто ставят писателям, благодаря которым мы читаем рассказы, стихотворения, сказки.
Кто может рассказать нам про памятники, к которым мы ходили, где они находятся? (На экране демонстрируются слайды с фотографиями памятников – городской пушки (часть Мемориального комплекса, посвященного 90-летию завода «Пластмасс», обелиск погибшим воинам в Парке Воинской Славы «Вечный огонь», памятник Неваляшке).
Рассказы детей: 3 – 4 детей. (В отношении каждого памятника воспитатель делает обобщение - Памятник пушке (часть Мемориального комплекса, посвященного 90-летию завода «Пластмасс») является символом оборонного предприятия, который выпускает боеприпасы и напоминает жителям города о тяжелых годах войны, и именно такие зенитки защищали наш город от вражеских самолетов.
«Вечный огонь» - во все времена каждый народ защищал свою родину от врагов. Люди должны помнить о тех, кто погиб, защищая свою страну, мир в своей стране. Наша армия победила фашистов, благодаря нашим солдатам и командирам. Тяжелой была война для нашего народа, но мы победили. Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, теперь они уже старенькие, их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе у памятников погибшим воинам, чтобы вспомнить военные годы. В такой праздник всегда слышна песня «День Победы. На обелиске всегда горит огонь, для того, чтобы и взрослые, и дети не забывали солдат, которые погибли во время войны.
Памятник Неваляшке это символ нашего города. Ведь именно в нашем городе уже много лет выпускают эту забавную игрушку, которую сколько не валяй, все равно возвращается в свое исходное положение. И в нашем городе проходит необычный праздник – фестиваль Неваляшки.
Воспитатель. Все эти памятники помогают сохранить память о людях-героях, живших в нашем городе, вызывают гордость, что в таком маленьком городе жили очень смелые люди, которые любили свою Родину и старались защитить ее.
А сейчас давайте все встанем.
Физкультминутка.
Люблю по городу гулять, (идут по кругу).
Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо,
Люблю считать: (хлопают в ладоши,
Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы,
Два – детский сад, куда хожу.
Площадь с фонтаном – это три,
Если хочешь – посмотри.
Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.
Пять – гуляю я опять
Дом творчества – это шесть
И талантов там не счесть.
Музыкальная школа – это семь,
Музыка нужна нам всем.
Восемь – наш Дворец культуры,
Девять – это Храм
Десять – к школе я схожу
Очень город свой люблю!
Дидактическая игра «Найди памятники»
Воспитатель. Ребята, пока мы «гуляли» посмотрите, что случилось на столе с фотографиями. Они все перемешались, а нам нужно фотографии с памятниками переложить в отдельный альбом. Помогите мне всё исправить!
(дети раскладывают фото)
Фотографии «Памятник Пушке» и «Памятник Неваляшке» воспитатель откладывает. Предлагает детям ещё раз рассмотреть их. Кому посвящёны эти композиции? О чём мы вспоминаем, приходя к памятнику Пушке, принося сюда цветы? Какие чувства может вызывать «Памятник Неваляшке»?
Воспитатель. Ребята, рассмотрите внимательно фотографии, постарайтесь запомнить. Я предлагаю вам по памяти восстановить картинки на фланелеграфе. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки мальчики.
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5 – начинай считать опять.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на изображения и детали, которые лежат перед вами, что они вам напоминают? (памятник, постамент, клумбы с цветами, дорожка, ведущая к памятнику). Давайте вместе по памяти изобразим на фланелеграфе памятники нашего города.
(Дети выбирают детали, располагают их на фланелеграфе, воспитатель, при необходимости, помогает соблюдать последовательность расположения.) После окончания работы сравниваются с фотографиями.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Справились с работой.
Мы разные – и в этом наше богатство,
Мы вместе – и в этом наша сила!
Динамическая пауза «Наша страна»
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая поля. Едут, крутят воображаемый руль
Летят, руки в стороны
Разводят руки в стороны
Отрицательно качают головой
Приседают
Встают, руки в стороны
Стучат кулачками перед собой
Плавные взмахи руками
– В каждой стране есть главный город. Как называется столица нашей Родины? – (Москва). Москва – это сердце России – (слайды 9, 10).
– Как называется человек, который управляет страной? – (Президент).
– Как зовут президента России? – (В. В. Путин, слайд 11).
– Как у любого государства или города у России есть особые символы – герб, флаг и гимн – (слайд 12).
Герб России – (слайд 13).
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
– На красном щите герба России изображён золотой двуглавый орёл – (слайд 14). Образ орла – символ сильного государства. На груди орла изображен всадник, поражающий копьем дракона. Это древний символ борьбы добра со злом. Над орлом три короны – означают свободу и независимость России. В лапах орла скипетр и держава, они означают государственную власть и единое государство.
– Это флаг нашей страны – (слайд 15). Какие цвета вы видите на флаге?
Флаг России
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
В. Степанов
– Белая полоса напоминает нам о белоствольных березках, о русской зиме, о белых ромашках на лугу, о легких облаках на небе.
– Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки, озера и моря России.
– Красный цвет, был самый красивый цвет на Руси, это цвет тепла и радости, цвет маковых полей.
– Гимн – торжественная песня, прославляющая страну и народ этой страны. Когда исполняется гимн, люди встают, а мужчины должны снять головные уборы. Давайте и мы встанем, послушаем и споём гимн России – (слайд 16).
– Есть у России ещё несколько символов – это берёзы, матрёшки, русские народные промыслы и русский народный костюм – (слайды 17, 18, 19, 20).
– Люди стараются преумножить богатство Родины, поэтому они много трудятся, чтобы жить лучше.
– Послушайте стихотворение В. Гудимова о России – (Читают дети, слайд 21).
«Россия, Россия, Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
3. Подведение итогов занятия
– Вот и подошло к концу наше занятие.
– Как называется страна, в которой мы живём, ее столица?
– Кто изображен на гербе России?
– Какие цвета на флаге России?
– Как называется торжественная песня, прославляющая страну и народ этой страны?
– Что вам больше всего понравилось и почему?
– Видео «Россия – мы дети твои» – (слайд 22).
– Занятие окончено. Спасибо и до встречи!