Татьяна Цыренжапова
Роль театрализованной деятельности в развитии речевой инициативы и творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Золотой ключик» общеразвивающего вида
Роль театрализованной деятельности в развитии речевой инициативы и творчества детей.
Воспитатель:
Жарникова Татьяна Валерьевна
г. Гусиноозерск 2016г.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речевой инициативы и творчества детей» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание детей, с целью становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Девиз моей работы: «Самое интересное в этом мире – творческая всесторонне развитая личность».
Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе :
1. Развивать память, внимание.
2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.
3. Воспитывать выдержку.
4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).
5. Развивать умственную и речевую активность.
6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров :
• Настольный театр
• Театр резиновой игрушки
• Театр мягкой игрушки
• Театр масок
• Пальчиковый театр
• Теневой театр
• Театр картинок (фланелеграф)
• Театр ложек
• Элементы декорации
Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.
Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Именно поэтому театральному виду деятельности в работе с детьми следует уделять особое значение.
С самых ранних лет ребёнок стремиться проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
Мнемотехника
Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения с ее использованием - развитие памяти ( разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения.
Основа обучения - развитие творческого познания.
Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой-главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой
можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.
Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Дети вначале являются зрителями. Дети младшей группы не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель говорит и действует за персонажей. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания аудиозаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» можно спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка, как лисичка, как медведь, после чего выясняем у детей, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом. Ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Хочу подчеркнуть, что здесь важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
При организации театрализованных игр в этом возрасте можно использовать фланелеграф. Картинки иллюстрируют рассказ или сказку. Так, особенно эффективно используется фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, а из неё сыплются пушинки-снежинки, или капают капельки-слезинки и т. д. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором чётко фиксируются различные ситуации.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.