Оксана Шарапова
Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
воспитателя МКДОУ ДС №15 «Сказка» с. Высоцкое
Шараповой Оксаны Сергеевны
по теме:
«Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста»
г. Светлоград, 2016г.
Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год, вступившая в силу 2 сентября 1990 гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Публикация «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание условий общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, искусствоведов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.
В. А. Сухомлинский.
В своей работе руководствовалась следующими принципами:
Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.
Рефлексивного поведения.
Ориентации на гуманистический характер игр.
Соотношения в игре управления и самоуправления.
Свою работу я начала с анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На первом этапе работы по направлению важно было скорректировать систему работы. Изучив издания авторов:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. ,- // Дошкольная педагогика. – 2010 №2
Ребёнок в детском саду №3 2014
Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. –М. : Педагогика 2011, - 144с
Периодичные издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/с», «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольная педагогика», разработала модель системы работы по теме: «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1, перспективное планирование деятельности детей осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Свою работу построила по следующим направлениям:
- Наблюдение за взаимоотношением детей до проведения работы, включающей игры;
- Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
- Проведение системной работы по формированию положительных
взаимоотношений детей в процессе игры.
- Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования.
Цель моей работы - Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, содействовать накоплению игрового опыта у детей.
Задачи:
- Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;
- Определять уровень игровых навыков и умений детей;
- Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;
- Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
- Обогащать речь детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх;
- Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;
Принципы построения педагогического процесса:
- Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.
- Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.
- Рефлексивного поведения.
- Ориентации на гуманистический характер игр.
- Соотношения в игре управления и самоуправления.
В процессе педагогической деятельности по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и накоплению игрового опыта у детей использовала такие методы и приемы обучения:
1. Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций)
2. Словесные (чтение художественной литературы, беседы)
3. Практические (самостоятельная и совместная продуктивная деятельность)
Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использую игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Провожу с детьми дидактические игры, игры-упражнения, с целью развития внимания, логического мышления, памяти, воображения. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривает творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово, что даёт ребёнку возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Приложение 2). Всё это повысило интерес детей к игре.
Большое внимание уделяю подвижным играм, играм, основанным на материале народного фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. (Приложение 3).
В воспитании и всестороннем развитии детей, ведущее место занимают родители наших воспитанников.
Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем учреждении решается в следующих направлениях:
1. повышение педагогической культуры родителей, посредством использования педагогами новых форм работы с родителями;
2. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
3. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах игровой деятельности ее внимании на психическое развитие ребёнка
Основными задачами при этом считаем:
1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;
2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;
3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями руководствовалась следующими принципами:
- доброжелательный стиль общения
- индивидуальный подход
- Сотрудничество, а не наставничество
- Динамичность
В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагаю такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Развивающие игры», «Развивающие игры и упражнения для детей». Провожу устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена».
Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства». (Приложение 4).
В связи с внедрением ФГОС появляется преимущество во взаимодействии ДОУ с семьей, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, особенно в психическом развитии, что позволяет вести учет индивидуальности ребёнка. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое считают нужным. А это: укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.
В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что игра дает возможность контролировать формирование психического развития у каждого ребенка.
Провела в группах опрос игровой деятельности детей за 2013 -2014 учебный год. Уровень обследования детей преддошкольного возраста по игровой деятельности на начало уч. г показал – 43%, итоговые показатели на конец уч. г. составили уже - 90%; результаты уровня обследования детей дошкольного возраста на начало уч. года составил – 57% по итогам на конец уч. года видна динамика роста, мы вышли на - 93%.(Приложение 5).
Таким образом, результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности.
Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным, влияющим на психическое развитие детей дошкольного возраста.