Лучший педагог года

Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста

ДУГУШОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель :

Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектный метод. Данный метод включен в Программу и утвержден ГОСТами. Это включено в область образовательной деятельности в раздел «Познавательное развитие»

Задачи :

Публикация «Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Организовать предметно- развивающую среду в группе.

2. Формировать элементарные научные исследовательские знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.

3. Развивать умения исследовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Переносить свои знания в практическую деятельность.

Актуальность :

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследование- наблюдая, ставя эксперименты,делая их на основе собственных суждений и умозаключений, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков)

Следовательно, необходимо увеличить дома исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находишь на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развитие ребенка дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Метод проекта включен в Программу со старшой группы для детей с 5 до 7 лет.

Проекты могут быть трех типов:

1. Иследовательский (опыты, эксперемениты)

2. Творческий (создание работ, коллажей из отбросового материала; участие в выставках, в творческих конкурсах)

3. Нормативный (по формированию детей норм и правил поведения : «Волшебное слово», «Благородный поступок» и др.)

Реализация проектной деятельности осуществляется в течении всего года под наблюдением воспитателей. Этому способствуют специально организованные занятия в режимных моментах и собственно исследования.

Работа ведется по перспективному плану.

Практическая часть:

-Проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

-Чтение художественной литературы(«Большая энциклопедия для дошкольников»; Энциклопедия «Все обо всем»)

-Игровой центр (словесные игры, развивающие игры)

-Копилка «нужных ненужных» вещей

-Проведение опытов

-Оформление альбома (фото с выставок, оформление по созданию коллекций, фото по проведенным опытам и экспериментам)

-Мини- лаборатории

Оснащение :

-приборы помощники (лабораторные посуда, весы, емкости для игр с водой, песком разного объема и размера) микроскоп, лупы, песочные часы.

-Природный материал (Камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, мох и т. д.)

-Утилизированный материалы (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, разные виды бумаги)

-Красители :гуашь, акварельные краски

-Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл)

-Прочие материалы (зеркала, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.)

Ставится задача разнообразить «Мини- лаборатории» в течении всего учебного года

Важными является и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитии с ними партнерских отношений. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействием с родителями :

-анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

-Домашняя работа по поиску информации и иллюстрационного материала

-Родительское собрание на тему : «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий.

-Оформление наглядной информации в родительском уголке.

В каждой группе разработан перспективный план работы по исследовательско - поисковой деятельности.

На таких занятиях ребенок учится делать выбор,интересующий его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию. Дети становятся уверенными в себе, учатся слушать и слышать друг друга. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся понять их, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной ее части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников.

Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой, снегом и т. д.

Для занятий не нужен дорогостоящий материал так можно находить удивительные свойства в обычных предметах и материалах. Так экспериментально-исследовательской работе : «Ах, картошка-картошечка» дети самостоятельно смогли получить у картофеля крахмал, а потом исследовать его свойства белый, при нажатии – хрустит, если сварить - получится кисель (фото).

Опыты с воздухом помогли понять детям, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды. «Поймай воздух», воздух невидим, но его можно поймать с помощью надувного шарика, пакета (см. фото).

С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть жизнь для живых организмов. Изучая свойства песка, дети делают вывод, что сухой песок светлого цветы, сыпучий, из него нельзя что-то слепить (куличик). А мокрый песок темный, из него легко лепить (см. фото).

Опыты с водой:

- Замерзание на морозе воды (дети разливают воду в формочки и закрашивают цветной гуашью, превращение воды в лед.

Вода - прозрачная жидкость, можно закрасить в различные цвета, приобретает форму сосуда. Лед – твердый, менее прозрачный, чем вода (см. фото).

-Принеси снег в группу и узнай «Что произойдет со снегом в тепле?». Чистая ли вода после таяния снега? Почему?

Снег – не совсем чистый, в нем есть частицы грязи. Снег нельзя брать лед (см. фото).

Интересных объектов для экспериментирования много, всего не перечислить. Особенно популярна у дошкольников опытно-экспериментальная работа.

Целенаправленная систематическая экспериментальная работа детьми дошкольного возраста позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста данный вид деятельности позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить словарь, развить сенсорные анализаторы, включая слуховые, зрительные, обоняние, а также память, мышление, внимание и вызывает эмоциональный отклик у детей.

Доклад на тему:

«Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей

дошкольного возраста

Выполнила:

Воспитатель группы№3

Дугушова Е. В.

Публикации по теме:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

Доклад из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Доклад из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной.

Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное.

Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 1 слайд Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 2 слайд Театр – искусство прекрасное.

Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 20:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ДУГУШОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД