ДУГУШОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектный метод. Данный метод включен в Программу и утвержден ГОСТами. Это включено в область образовательной деятельности в раздел «Познавательное развитие»
Задачи :
Публикация «Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1. Организовать предметно- развивающую среду в группе.
2. Формировать элементарные научные исследовательские знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.
3. Развивать умения исследовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Переносить свои знания в практическую деятельность.
Актуальность :
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследование- наблюдая, ставя эксперименты,делая их на основе собственных суждений и умозаключений, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков)
Следовательно, необходимо увеличить дома исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находишь на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развитие ребенка дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Метод проекта включен в Программу со старшой группы для детей с 5 до 7 лет.
Проекты могут быть трех типов:
1. Иследовательский (опыты, эксперемениты)
2. Творческий (создание работ, коллажей из отбросового материала; участие в выставках, в творческих конкурсах)
3. Нормативный (по формированию детей норм и правил поведения : «Волшебное слово», «Благородный поступок» и др.)
Реализация проектной деятельности осуществляется в течении всего года под наблюдением воспитателей. Этому способствуют специально организованные занятия в режимных моментах и собственно исследования.
Работа ведется по перспективному плану.
Практическая часть:
-Проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.
-Чтение художественной литературы(«Большая энциклопедия для дошкольников»; Энциклопедия «Все обо всем»)
-Игровой центр (словесные игры, развивающие игры)
-Копилка «нужных ненужных» вещей
-Проведение опытов
-Оформление альбома (фото с выставок, оформление по созданию коллекций, фото по проведенным опытам и экспериментам)
-Мини- лаборатории
Оснащение :
-приборы помощники (лабораторные посуда, весы, емкости для игр с водой, песком разного объема и размера) микроскоп, лупы, песочные часы.
-Природный материал (Камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, мох и т. д.)
-Утилизированный материалы (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, разные виды бумаги)
-Красители :гуашь, акварельные краски
-Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл)
-Прочие материалы (зеркала, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.)
Ставится задача разнообразить «Мини- лаборатории» в течении всего учебного года
Важными является и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитии с ними партнерских отношений. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.
Взаимодействием с родителями :
-анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
-Домашняя работа по поиску информации и иллюстрационного материала
-Родительское собрание на тему : «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий.
-Оформление наглядной информации в родительском уголке.
В каждой группе разработан перспективный план работы по исследовательско - поисковой деятельности.
На таких занятиях ребенок учится делать выбор,интересующий его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию. Дети становятся уверенными в себе, учатся слушать и слышать друг друга. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся понять их, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной ее части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников.
Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой, снегом и т. д.
Для занятий не нужен дорогостоящий материал так можно находить удивительные свойства в обычных предметах и материалах. Так экспериментально-исследовательской работе : «Ах, картошка-картошечка» дети самостоятельно смогли получить у картофеля крахмал, а потом исследовать его свойства белый, при нажатии – хрустит, если сварить - получится кисель (фото).
Опыты с воздухом помогли понять детям, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды. «Поймай воздух», воздух невидим, но его можно поймать с помощью надувного шарика, пакета (см. фото).
С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть жизнь для живых организмов. Изучая свойства песка, дети делают вывод, что сухой песок светлого цветы, сыпучий, из него нельзя что-то слепить (куличик). А мокрый песок темный, из него легко лепить (см. фото).
Опыты с водой:
- Замерзание на морозе воды (дети разливают воду в формочки и закрашивают цветной гуашью, превращение воды в лед.
Вода - прозрачная жидкость, можно закрасить в различные цвета, приобретает форму сосуда. Лед – твердый, менее прозрачный, чем вода (см. фото).
-Принеси снег в группу и узнай «Что произойдет со снегом в тепле?». Чистая ли вода после таяния снега? Почему?
Снег – не совсем чистый, в нем есть частицы грязи. Снег нельзя брать лед (см. фото).
Интересных объектов для экспериментирования много, всего не перечислить. Особенно популярна у дошкольников опытно-экспериментальная работа.
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа детьми дошкольного возраста позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста данный вид деятельности позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить словарь, развить сенсорные анализаторы, включая слуховые, зрительные, обоняние, а также память, мышление, внимание и вызывает эмоциональный отклик у детей.
Доклад на тему:
«Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей
дошкольного возраста.»
Выполнила:
Воспитатель группы№3
Дугушова Е. В.