Лифенко Ирина
Особенности психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребёнок достигает 6-7 летнего возраста и оказывается на последней ступени обучения в детском саду, перед педагогами встаёт одна из главнейших задач – подготовить будущего первоклассника к школьному обучению. К данному возрасту все психологические процессы ребёнка должны быть сформированы на столько, чтобы быть готовыми воспринимать более усложнённую информацию и задача педагога-психолога провести диагностику этих самых процессов и при необходимости выполнить коррекционно-развивающую работу с ребёнком.
Публикация «Особенности психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Традиционно выделяют три компонента психологической готовности к школе : интеллектуальная готовность (запас бытовых знаний, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, внимание, память, мышление, социально-личностная готовность (внутренняя позиция ребёнка) и эмоционально-волевая готовность (сформированность предпосылок к учебной деятельности). Достаточное развитие вышеперечисленных компонентов даёт возможность прогнозировать успешность обучения ребёнка в школе.
Для ребёнка дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи проблема психологической готовности к школе наиболее актуальна. Наряду с основными речевыми трудностями у них отмечается достаточно низкий уровень коммуникативных навыков. Сложность представляет ориентировка в ситуации общения и игры со сверстниками. Нередко, вследствие вышеперечисленных трудностей у ребёнка возникает повышенная тревожность, замкнутость, нерешительность. Всё это затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Для того, чтобы избежать проблем с адаптацией будущего школьника, необходимо делать акцент именно на развитие тех качеств, которые влияют на формирование социально-психологической готовности, опираясь на данные современной логопедии, учитывая психологические особенности старших дошкольников, а также степень выраженности проявления общего недоразвития речи.
Для того, чтобы выявить особенности психологической готовности к школе в подготовительной группе компенсирующей направленности было проведено сравнительное исследование данной группы (23 ребёнка) с обычной подготовительной группой (30 детей) на базе одного детского сада. Для диагностики компонентов психологической готовности были использованы следующие методики:
Компоненты психологической готовности Методики
Интеллектуальная готовность :
1) Запас бытовых знаний
Беседа «Ориентировка в окружающем мире, запас бытовых знаний» сост. О. М. Миллер
2) Развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации «Домик» Гудкина Н. И, «Графический диктант»
3) Познавательные процессы:
- внимание
- память
- мышление
«Кодирование» субтест по Векслеру
«10 слов» А. Р Лурия
«Последовательные картинки»
Социально-личностная готовность :
1. Внутренняя позиция ребёнка
«Лесенка»
Эмоционально-волевая и мотивационная готовность :
1. Сформированность предпосылок учебной деятельности
Методика «Беседа о школе» Т. А. Нежновой
Проведя анализ результатов диагностики, можем сделать следующие выводы. Между двумя обследованным группами не выявлено различий в уровне развития памяти. Дети подготовительной группы компенсирующей направленности и дети обычной подготовительной группы имеют одинаковый объём кратковременной и долговременной памяти, соответствующий установленным возрастным требованиям. Лишь 4% подготовительной группы компенсирующей направленности имеют несформированные функции внимания. В остальном все обследованные дети обладают схожим уровнем объёма внимания, его концентрации, устойчивости и распределения, имеют хорошо сформированные способности к переключению внимания. При этом, дети обычной подготовительной группы чаще получали наивысшие оценки уровня внимания (76%, чем дети подготовительной группы компенсирующей направленности (68%). Способность к логическому мышлению, обобщению умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, развита примерно в равной степени и двух обследованных групп. Стоит заметить, что в подготовительной группе компенсирующей направленности наивысшую оценку характеристик мышления получило большее количество детей (30%, чем в обычной подготовительной группе (23%). Дети подготовительной группы компенсирующей направленности отличаются лучшим запасом знаний об окружающем мире и необходимых бытовых знаниях, чем дети обычной подготовительной группы. Так, в первой группе 61% детей получил наивысший балл оценки знаний об окружающем мире, а во второй группе – 37% детей. В подготовительной группе компенсирующей направленности навыки мелкой моторики и пространственного мышления отлично развиты у 59% детей, когда в обычной подготовительной группе высоким уровнем развития данных характеристик отличаются 48% ребят. При оценке внутренней позиции дошкольников, их самооценки и их представлении о мнении окружающих о себе существенных различий выявлено не было. Положительные предпосылки к учебной деятельности в обычной подготовительной группе сформированы несколько лучше (у 80% детей, чем у детей в подготовительной группе компенсирующей направленности (у 70% детей).
Таким образом, можем сделать вывод, что дети подготовительной группы компенсирующей направленности не уступают в уровне психологической готовности ребятам обычной подготовительной группы. Как мы можем заметить, по некоторым показателям дети первой группы даже «опережают» своих сверстников из обычной подготовительной группы. Это может быть связано со степенью речевых нарушений детей подготовительной группы компенсирующей направленности, т. е. не слишком тяжёлые и не слишком явные нарушения речи в данном случае не оказывают заметного влияние на психологические компоненты готовности к школе. Также необходимо учесть осуществляемую работу педагогов и специалистов с детьми. Ведь правильный подход, верно подобранные методы работы и профессионализм педагогов являются одними из решающих факторов успешного развития ребёнка.
Литература:
1. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР. Дубова Н. В., 2006г. ;
2. Подготовка к школе. Ильина М. Н., 1999г. ;
3. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. Колягина В. Г., 2011г.