Наталья Полунина
Программа по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственное понятие ярко представленное в образах героев, закрепляется в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Публикация «Программа по самообразованию „Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Актуальность темы:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. 2. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушании).
3. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Задачи:
Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств.
Развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4. Участие родителей в развлечениях и утренниках (КОВОРКИНГ- центр).
5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Перспективный план по самообразованию:
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.
2. Родительское собрание: круглый стол на тему» Как привить любовь детям к книгам»
3. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой»
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
- Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
3. День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
Методические приемы:
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
- В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий как организовать чтение ребенка в домашних условиях по темам: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как рассказывать сказки «, «Книги и театр».
2. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
- Чтение детям сказки: «Три медведя».
- Просмотр мультфильма по сказке.
- Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».
-Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
Февраль.
1. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».
Методические приемы:
- Пополнить уголок ряженья.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».
Методические приемы:
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
2. К празднику 8 Марта Коворкинг-центр: показ сказки «Колобок на новый лад»
Апрель.
1. Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
- Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
- Добавить материал в театральный уголок.
2. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране сказок».
Май.
Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Презентация: «Какая прелесть – эти сказки».
2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Литература:
2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».