Папки-передвижки

Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста

Елена Исаева
Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Цель закаливания - выработать способность организма быстро проводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся средой. В основе закаливания лежат сложные физиологические механизмы. Под влиянием холодных и тепловых раздражителей возникают условные рефлексы, которые способны действовать и изменять работу органов и систем, принимающих участие в выработке и расходовании тепла в организме человека. Теплообразования осуществляется за счет постоянно протекающих в организме сложных химических реакций обмена веществ. В состоянии покоя теплообразование минимальное, при физической работе оно возрастает. У детей уровень теплообразования выше, чем у взрослых. Теплоотдача осуществляется поверхностью кожи и слизистых.

Публикация «Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей в силу ряда обстоятельств теплопотери выше, чем у взрослых. Кожные покровы вследствие морфологических особенностей строения обладают меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами. Кожа ребенка богато снабжена широко разветвленной сетью капиляров, поэтому, имеет более высокую температуру нагрева. Она отличается большей влажностью. Наконец, относительная поверхность кожи у детей больше, чем у взрослых. Все это обуславливает более высокие теплопотери у детей. Это обстоятельство, а также недостаточно функциональная готовность сложного теплорегуляционного аппарата к обеспечению состояния теплового комфорта в системе взаимодействия с внешней средой обуславливают большую чувствительность детей к охлаждению. На охлаждение организм отвечает сложной реакцией, в которую вовлекаются многие системы, в том числе и сердечно – сосудистая. В начале происходит рефлекторное сужение (спазм) кровеносных сосудов кожи – она бледнеет, затем расширение она розовеет, а в дальнейшем реакция будет различной у закаленных и незакаленных.

Под влиянием закаливания сосудистая реакция характеризуется постоянной пульсацией, т. е. попеременным расширением и сужением сосудов, при этом кровоснабжение, а следовательно и питание тканей не нарушается, они функционируют нормально. У незакаленных детей после спазма и последующего расширение сосудов не происходит сужение и тем более пульсации, кровь застаивается в копелярной сети, питание тканей ухудшается и их функции резко ослабевают. Если незакаленный ребенок выпил холодную воду, съел мороженое, промочил ноги, пробежал по холодному полу босиком, у него рефлекторно нарушается кровоснабжение слизистой оболочки носа и глотательного кольца, и она теряет функцию барьера (защиты) как от собственной микрофлоры, так и от микробной загрязненности воздуха. Охлаждение ослабляя защитные функции организма провоцирует возникновение заболевания.

Отсюда понятно значение тренировки теплорегуляции путем закаливания особенно в дошкольном возрасте, когда наблюдается высокая пластичность всех функциональных систем организма. Организм закаленного ребенка лучше усваивает кислород, а это значит, что у такого малыша более интенсивен обмен веществ, повышенная сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Любые закаливающие воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие обмена веществ и регуляция тела, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.

Все мероприятия по закаливанию детей строятся с учетом их анатомо – физиологических особенностей. Чем младше возраст ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. В тоже время наряду с возрастными особенностями, свойственными всем детям, каждый ребенок имеет свои индивидуальные различия, которые проявляются в своеобразии всех ответных реакций, в том числе и на закаливающие процедуры. Эти индивидуальные различия определяются врожденными свойствами организма, особенностями типологической направленности высшей нервной деятельности, то есть определенным свойством нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Таким образом, закаливающие мероприятия оказывают влияние на разные стороны развития ребенка: на центральную нервную систему, психическое и физическое развитие.

Теоретические основы возможного использования разных видов закаливания в дошкольном возрасте.

На протяжении эволюционного развития животный мир непрерывно увеличивал свои адаптивные возможности в среде не только ради существования, но и увеличения ареала обитания. При этом живой организм не только не уравновешивался со средовыми факторами, а, напротив, так изменял свою жизнедеятельность, что «выходил» из состояния равновесия со средой. Адаптация организма подразумевает комплекс приспособительных возможностей организма к тем факторам среды, которые окружают человека. При этом имеются в виду не только собственно «закаливающие» мероприятия (увеличение резистентности организма к холоду, пониженному напряжению кислорода во вдыхаемом воздухе, занятия физкультурой, но и рациональная одежда для детей, разработка и внедрение необходимых условий жилья, создание оптимального режима дня, питания и др. Адаптация организма к различным факторам внешней среды подразумевает не только увеличение сопротивляемости организма, т. е. закаливание, но и умелое ограничение воздействия этих факторов на организм.

Центральная нервная система у дошкольников состоит на более высоком уровне развития по сравнению с развитием ее у детей раннего возраста. Условные рефлексы у них сложнее, разнообразней. В этом возрасте у детей отмечается сравнительно большая способность центральной нервной системы у детей дошкольного возраста.

Кожа является обширным рецептивным полем для внешних раздражителей. Многочисленные нервные окончания в коже человека воспринимают различные раздражения и передают их в центральную нервную систему. Кожа ребенка отличается нежным строением и богатством клеточных элементов. Роговой слой кожи ребенка тоньше чем у взрослых, что обуславливает его легкую ранимость. Кожный покров снабжен большим количеством разнообразных рецепторов. Особенности детской кожи влекут возможность быстрого возникновения гиперемии и легкость проявления воспалительных экссудативных процессов в коже ребенка. Отсюда вытекает необходимость осторожной дозировки всех процедур при закаливании детей.

Богатая кровеносными сосудами кожа детей легче воспринимает и легче отдает тепло.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

1. Закаливание воздухом обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи.

Это самый простой и вместе с тем очень эффективный способ сохранения и укрепления здоровья.

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая процедура – воздушная ванна. Фактически она начинается еще в родильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Воздушные процедуры оказывают благоприятное воздействие на весь организм: повышают тонус нервной и мышечной систем, улучшают функции эндокринной системы, стимулируют микроциркуляцию и общее кровообращение, совершенствуются обменные процессы. Повышают защитные функции и устойчивость организма воздействию не благоприятных факторов внешней среды.

Воздушные ванны в различные времена года дают благоприятный эффект при правильной организации закаливания. Закаливание надо использовать во все времена года. При закаливании воздух прежде всего должен быть свежим и чистым.

Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в различных помещениях. В групповых помещениях или спальнях при температуре + 15 – 16 С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под теплым одеялом. На отапливаемой веранде при температуре + 5 – 6 С следует использовать спальные мешки, байковые пижамы, носки. На не отапливаемых верандах при температуре – 10 – 15 С необходимы спальные мешки плюс теплое одеяло.

В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рукавом, а в жаркие дни – в одних трусиках. После укладывания детей спать на 5 – 7 минут открываются фрамуги или окна для сквозного проветривания. В течение остального времени сна для поддержания оптимальной температуры воздуха фрамуги или окна остаются открытыми с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20 – 30 минут до подъема детей.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусы и майки (или только в трусах, босиком, проводится комплекс физических упражнений, включающий дыхательные упражнения, а также движения, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболевания должны при температуре воздуха ниже 18 С быть одеты теплее (рубашка, гольфы).

Закаливание ребенка на открытом воздухе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.

Прогулки при правильной ее организации (достаточной двигательной активности детей) является одним из важных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во – первых, соответственно погоде и сезону; во – вторых, чтобы обеспечить ему свободу движений, т. е. одежда должна быть относительно легкой и удобной.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. Раздражение рецепторов кожи изменяет терморегуляцию организма и обмен веществ. Человек приучается к резким контрастам температур и сквознякам.

Воздушные ванны проводятся в комнате (холодное время года) или на свежем воздухе летом (световоздушные ванны). Проведение воздушных ванн начинается с 2 – х месячного возраста и сочетается с двигательной деятельностью. При этом реализуется как спонтанные двигательные реакции, так и вызванные – массаж и гимнастика. Непременным условием проведения воздушных ванн является хорошо проветренное помещение.

Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время в 17 – 18 часов, спустя 30 – 40 минут после кормления, когда у ребенка определяются высокие исходные энергетические траты, высокий уровень метоболизма и способность мобилизировать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций. В этот период дня максимально выражены и восстановительные процессы после осуществления двигательной активности и восстановительные процессы после осуществления двигательной активности и других закаливающих воздействий.

Следует отметить, что длительность проведения воздушных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличивать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры. Те дети, у которых появляются признаки понижения адаптивных возможностей терморегуляции, должны прекратить заниматься в общей группе, и для них можно подобрать температуру воздуха индивидуально. Сначала дети дошкольного возраста проводят воздушные ванны в трусах, майках, носках, и тапочках. Далее, через 2 недели, более старшие группы проводят воздушные ванны в одних трусах и тапочках.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимися к закаливающим мероприятиям, необходимо постоянно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. В одной группе детского сада, проводящей воздушную ванну, могут быть дети раздетые частично или до трусов. При этом вначале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

В младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн проводить 5 минут, в средних – 10 минут, в старших – 10 – 15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны составляет 30 – 40 минут в младшей группе, 45 минут – в средней группе и 1 час – в старшей группе. После приема воздушной ванны целесообразно проведения водных процедур.

Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, температура у ребенка по невыясненной причине, острые респираторные заболевания. Необходимо тщательно следить за состоянием слизистых рта, зева. При появлении гиперемии, жалоб на дискомфорт, болезненность в ребенка должен осмотреть врач или медсестра и при необходимости отстранить от занятий и прогулок на воздухе.

Возобновление проведения воздушных ванн следует начинать постепенно, с тех температур, которые были на первых занятиях.

2. Закаливание солнцем.

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения, своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка.

В солнечном спектре излучение до Земли доходит незначительное количество ультрафиолетовых лучей. Это связано с тем, что солнечные лучи, проходя через атмосферу, рассеиваются и поглощаются. В связи с возрастанием загрязнения воздуха в городе, увеличением влажности количество ультрафиолетовых лучей, достигающих Земли, существенно уменьшается.

В настоящее время приняты в основном две специальные процедуры воздействия солнечными лучами на организм ребенка – световоздушные и солнечные ванны.

Непременным методическим приемам при проведении световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и температуры (руки и ноги, и лишь затем туловище. Начиная с полуторогодовалого возраста дети могут принимать световые и воздушные ванны в одних трусах. Детям в возрасте 3 лет и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19 С. Н е менее важным фактором в «постепенности» проведения закаливания является фактор времени, в течение которого осуществляется световоздушная ванна. Продолжительность первой ванны для детей от 1 года до 3 лет – 5 минут, для детей 4 – 7 лет – 10 минут. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30 – 40 минут и более.

Наиболее целесообразно проведение световоздушных ванн в средней полосе с 9 до 12 ч дня, на юге в связи с более жарким климатом – с 8 до 10 ч. По завершении процедуры следует принять душ, сделать обливание, искупаться в бассейне.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния.

Принимают солнечные ванны несколькими этапами: 1) подготовительная световоздушная ванна; 2) собственно солнечная солнечная ванна; 3) заключительная световоздушная ванна; 4) водная процедура; 5) отдых в тени.

Подготовительная световоздушная ванна проводится в течение 10 – 20 мин. При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам.

Солнечная ванна, так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха.

Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно расслабляется, тонус ее отсутствуют, возникает астеническое состояние – слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

Заключительная часть всего комплекса солнечных ванн состоит в принятии световоздушных ванн и водных процедур. Водные процедуры необходимы в связи с тем, что во время солнечных ванн происходит снижение, а подчас и падение мышечного тонуса, что ведет к падению артериального давления из – за низкого сосудистого периферического сопротивления.

Водные процедуры обычно нормализуют приведенные параметры к исходному уровню, что делает принятие солнечных ванн в целом полезной процедурой. Водные процедуры принимают различным образом в зависимости от наличия соответствующих средств – простое обливание, душ, купание в бассейне.

Противопоказания: повышенная температура тела ребенка, все формы диспепсий, кишечные инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких.

3. Закаливание водой.

Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих процедур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка. Своеобразие адаптации организма ребенка к водным процедурам заключается в воздействии холодной воды. Существуют 3 фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая фаза состоит в сосудосуживающем эффекте, появлений озноба, а в целом – реакции напряжения. Затем наступает адаптация к низкой температуре воды, в результате чего реакция напряжения уменьшается частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление. Во второй фазе происходит вазодилатация – расширение кожных сосудов, в результате чего кожа розовеет или становится красной, происходит усиление обменных процессов Данная фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности, работоспособности.

Третья фаза характеризуется тем, что исчерпываются приспособительные возможности организма и вновь наступает сужение сосудов как проявление терморегуляционной реакции для ограничения теплоотдачи. При этом кожные покровы становятся бледными, а подчас с синюшным оттенком, появляется озноб.

Закаливающее действие водной процедуры обусловлено первой и второй фазами. При систематическом воздействии прохладной воды первая фаза сокращается, и более быстро наступает вторая фаза.

Методику закаливающих процедур строят таким образом, чтобы у ребенка не наступала третья фаза воздействия воды. В особенности это важно по отношению к детям раннего возраста.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом – воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем. Начальная температура воды для обтирания детей 3 – 4 лет составляет 32 С, для детей 5 – 6 лет – 30 С, для детей 6 – 7 лет – 28 С. Через каждые 2 – 3 дня ее снижают на 1 и доводят до 22 С летом и до 25 С зимой для детей 3 – 4 лет, до 22 С и 24 С - для детей 5 – 6 лет, до 18 С и 22 С – для детей 6 – 7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.

Более действенной процедурой являются контрастные ножные ванны, вовремя которых используют попеременно холодную и теплую воду. Подобная процедура может быть применена у детей с достаточно выраженными признаками адаптивной устойчивости.

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1 – 2 мин погружает ноги в бачок с грячей водой,а затем на 5 – 10 С – с холодной. заканчивают процедуру погружением ног в бачок с холодной водой. Количество попеременных погружений в первые процедуры составляют 3 – 4. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15 – 20 с. Увеличивают и число попеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

Проводить ножные ванны целесообразно тогда, когда у ребенка теплые ноги. Обычно ножные ванны делают либо сразу после сна, либо во второй половине дня между 17 – 18 ч, в период наибольшей активности ребенка.

После того как ребенок адаптируется к процедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию.

Обливание водой – процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температурной среды. В методике обливания важно знать, что во время процедуры голову не обливают.

При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от ребенка (20 – 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее – грудь и живот, в последнюю очередь – левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания, заболевания нервной системы. В особенности противопоказанием является повышенная судорожная готовность при гипертензионном синдроме постгипоксической энцефалопатии.

Душ оказывает наиболее сильное влияние на кожные покровы человека. Душ вызывает более выраженную общую и местную реакцию со стороны жизненно важных функций организма. Начальная температура воды должна быть не выше 30 С, а продолжительность не более одной минуты, температуру постепенно снижают, а время увеличивают до двух минут, включая растирание тела. Постоянные душевые процедуры вызывает повышение тонуса сосудов и нервно мышечного аппарата, усиливает работоспособность совершенствует механизмы терморегуляции, а также функции эндокринной и нервной систем душевые процедуры помогают в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям.

В последние годы увеличилось количество нетрадиционных методов закаливания, которые распространяются через средства массовой информации. Многие из них не прошли надлежащего медико – биологического контроля и не разрешены к внедрению в практику. Вместе с тем некоторая часть населения использует такие формы закаливания. Такое развитие неблагоприятно для развития ребенка и может быть причиной возникновения патологического процесса.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию организма принадлежит очень большое место.

Правильное использование методов закаливания, врачебный контроль за его проведением, способны помочь оздоровлению детского населения.

С каждым годом увеличивается арсенал закаливающих средств, что способствует оздоровлению населения.

Закаливающим мероприятиям отводится ведущее место в системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание,.

Анкета для родителей «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста» Использовала для проведения анкетирования по плану взаимодействия с родителями. Анкета для родителей. "Роль семьи в формировании навыков.

Фотоотчёт «Организация системы оздоровительных и закаливающих мероприятий во второй группе раннего возраста»Фотоотчёт «Организация системы оздоровительных и закаливающих мероприятий во второй группе раннего возраста» Фотоотчёт воспитателя второй группы раннего возраста Макаровой Марии Юрьевны. Тема: «Организация системы оздоровительных и закаливающих.

Мастер-класс «Роль дидактических игр в формировании знаний у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Роль дидактических игр в формировании знаний у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов МКДОУ № 6 «Аленький цветочек» Провел: инструктор по физической культуре Тарарухина Т. В. Роль дидактических игр.

План закаливающих мероприятий в подготовительной группе План закаливающих мероприятий в подготовительной группе. Вода. Полоскание рта - после каждого приема пищи, 3 раза в день; Полоскание горла.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. В современном мире здоровье перестает быть только.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Роль матери в формировании семейной принадлежности детей младшего дошкольного возраста «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, Может быть, лучшее воспоминание и есть, если много таких воспоминаний набрать.

Роль музыкального руководителя ДОУ в формировании начальных ключевых компетентностей у детей раннего возраста в условиях ГКП Тема выступления: «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 21:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаева (УИ 946407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД