Елизавета Тарасова
Развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
азвитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Работая с детьми раннего возраста, убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Поэтому необходимо расширять и обогащать накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, так как формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное воспитание ребенка осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда. Поэтому очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Поэтому предметно - развивающая среда в нашей группе организуется с учетом основных принципов: эмоциональной комфортности, доступности, открытости, интеграции, соответствия возрастным и половым требованиям, информативности, безопасности. То есть так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться и любимым делом.
Для этого пространство нашей группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры» среди которых особое место занимает центр сенсомоторного развития, где размещены разнообразные игрушки (пирамидки, логический домик, кубики,, многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук:, использование шнуровок, дидактические подушки. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном центре экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот центр.
Сенсомоторный центр предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.
Частью центра является дидактический стол, на котором расположены доски – вкладыши с изображением овощей, бабочек, животных). Дополнен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчиками, трещётки,резиновыми пищалками, погремушками) .
Центр природы оснащен наборам для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов. Для развития тактильных ощущений сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены гречкой, горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках. Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д. малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Малыши очень любят такие игры-эксперименты.
Также в группе оборудованы центры: музыкальный, физкультурный, книги и отдыха. Взаимодействие детей с разнообразными игрушками и предметами в данных центрах способствует накоплению сенсорного опыта детей.
Активными участниками организации предметно-развивающей среды являются родители воспитанников.
Таким образом, эффективно организованная предметно-развивающая среда группы способствует сенсорному воспитанию детей раннего возраста.