Татьяна Рогалева
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Публикация «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Подвижная игра с правилами – это сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами
Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирование быстроты, силы, выносливости
Велика роль подвижной игры в умственном развитии ребенка, а так же большое значение имеет для нравственного воспитания.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
1. В игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
2. В у игре развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе осознания и своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в определенной роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения дошкольника.
Классификация игр
-По двигательному содержанию;
-По степени физической нагрузки;
-По использованию пособий и снарядов
Младший возраст
Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры
Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1—2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»).
«Птички в гнездышках»
Описание: На игровой площадке рисуются круги диаметром 50 – 60 см или кладутся обручи по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое их них становится ребенок – «птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками – «крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает…. Птички летят домой.»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
«Самолеты»
Описание: Дети стоят около флажка. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – дети поднимают руки в стороны и бегут врассыпную. «На посадку!» – дети находят флажок на участке, который воспитатель может поставить на другое место. Кто быстрее «прилетит»
Средний возраст
Игры с простейшими соревнованием, как индивидуальные так и коллективные, простые игры-аттракционы.
«Лиса в курятнике»
Описание: В курятнике на скамейке сидят куры. На противоположной стороне площадки нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насеста, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «Лиса!» куры убегают в курятник. Лиса их догоняет. Пойманных уводит в нору. Игра повторяется.
«Самолеты»
Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – дети поднимают руки в стороны и бегут врассыпную. «На посадку!» – дети находят свои места, строятся в колонны. Нужно отметить кто быстрее.
«Цветные автомобили»
Описание: Дети стоят на краю площадки. Они автомобили. Каждому дается цветной руль. В центре площадки стоит воспитатель. В руках цветные флажки. Когда воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета, то бегут дети, в руках которых руль такого же цвета. Когда опускает флажок, то дети направляются в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, игра повторяется.
Воспитатель одновременно может поднимать 2-3 флажка.
Старший возраст
Игры усложняются по содержанию, правилами, количеству ролей, Используются игры-эстафеты, спортивные игры.
В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3—4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди», кроме того, роли распределяются между всеми детьми.
«Обгони мяч".
Описание: Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч, передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«Караси и щука»
Описание: Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга - "ставка". На слово воспитателя: "щука!" ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.
«Дерево, куст, ручей, тропинка»
Описание: Играющие строятся в колонну, по одному вдоль какой – либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:
• «Дерево» - игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
• приседают, пальцы рук касаются пола;
• «Ручей» - подпрыгивают «Куст» -
• на месте на двух ногах, руки на пояс;
• «Тропинка» - разбиваются на пары и берутся за руки если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).
«Сова»
Описание: С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.