Елена Завьялова
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»
Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление крайне редкое. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. И. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телефона, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уже систематические занятия по развитию речи – явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, планируя работу по развитию речи :
Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- состоящая из простых предложений речь, однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо);
- лексически бедная речь, недостаточный словарный запас;
- использование в речи сленговых слов, рекламных клипов, нелитературных слов и выражений;
- неспособность грамотно сформулировать вопрос;
- неспособность построить монолог, пересказ короткого текста своими словами;
- неумение обосновать свою точку зрения, просьбу, выразить протест;
- отсутствие навыков культуры речи;
- плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием ребенка. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе. Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. В результате приобщения к книге, облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности.
Читательские интересы дошкольников разнообразны : им нравятся загадки, рассказы о животных, прибаутки, сказки.
Дети отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью, способностью сопереживать, следить с волнением за развитием действия. Это формирует литературный вкус, что особенно актуально для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными журналами и книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна, в какой-то степени обедняя духовный мир ребенка.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомя его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой, поэзией и фольклором.
Начиная с раннего возраста, происходит знакомство с потешками, колыбельными, прибаутками, именно они позволяют ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, обогащают словарь и кругозор детей.
Для развития речи и устранения некоторых речевых проблем, активно используются пословицы и поговорки, т. к. у дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Знакомство со считалочками позволяет формировать грамотную образную речь.
Использование загадок, их отгадывание и загадывание, способствует формированию навыков анализа, обобщения, умению выделять характерные признаки предмета и делать выводы, видеть переносное значение слов, учат образному мышлению.
Чтение рассказов, сказок, причём выразительное чтение, способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, неоднократными повторами, что способствует более внимательному слушанью произведения и быстрому запоминанию текста. Наиболее эффективным будет чтение с иллюстрированным сопровождением. Обыгрыванием произведений с помощью кукольного театра, позволяет ребенку более осознано слушать текст, ярче представлять героев.
Ну и, конечно, у ребенка должен быть доступ к книгам, чтобы он самостоятельно их рассматривал, описывал картинки.
Учитывая всё вышесказанное, можно добиться высокого результата в развитии речи дошкольника. Это формирует литературный вкус, любовь к книге, расширяет кругозор и, самое главное, серьезных проблем и нарушений речи у ребенка можно избежать.
МАУ ДО «Детский сад Тополёк» п. Демьянка
Завьялова Е. Н., воспитатель первой категории