Саад Александра
Роль фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьевки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
Публикация «Роль фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. В связи с этим, я поставила перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического развития детей. И для решения этой задачи, я выделила три направления:
1) Использование фольклора в организованной образовательной деятельности.
2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.
3) Проведение народных праздников в детском саду.
4) Внедрение в работу ДОУ и в вариативную часть ООП парциальной программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» Маханевой и Князевой.
Мероприятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чем преимущество фольклорных мероприятий.
С детьми работу строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребенка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.
Еще один прием, используемый мною - динамический акцент на фрагментах текста. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаешь, голосисто поешь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поет).
Это прием помогает понять смысл прочитанной строчки. Используем малые формы фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Для того, чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой. Таким образом, использование в организованной образовательной деятельности малых форм фольклора делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. В работе с детьми младшего возраста, большое внимание уделяем ознакомлению детей с устным народным творчеством - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы с напарницей подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования. Укладывая детей спать, стараемся создать для них ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Нами подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.
Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.
Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий. Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее. Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем потешками. Все это помогает детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку, начинают есть с удовольствием. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – «Дочка моя – куколка». Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках. Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю.
Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.
Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. С детьми старшего дошкольного возраста на фольклорно-игровых мероприятиях педагоги детского сада стараются использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Эти мероприятия часто проводятся в «Мини-музеях русского быта», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.
Неизменный интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. В нашем детском саду в соответствии с комплексно-тематическим планированием систематически проводятся мероприятия, посвященные народным традициям и народному творчеству; такие как Осенние посиделки, «Колядки», «Сороки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Праздник русской березки» выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.
Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.