марина александрова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Объём и содержание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Средняя группа.
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объём знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение. Сочетание руководства практической самостоятельной деятельностью детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному решению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Нового качественного уровня достигают игры на данном возрастном этапе. Создавая условия для игр и руководя ими, воспитатель заботится о том, чтобы их содержание и сам ход игры носили воспитывающий характер.
Организуя самостоятельную художественную деятельность детей, воспитатель не может оставаться безразличным к тому содержанию, которое разыгрывают дети в коротких сценках с обычными игрушками. Такие игры всегда отражают реальные факты, которые были предметом наблюдения ребёнка и по-своему пережиты им.
Важнейшая педагогическая задача в средней группе - воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебным пособиям. Существенную роль при этом играет целесообразный подбор игрушек. Важно также позаботиться об оборудовании игровых уголков для разнообразной трудовой деятельности детей.
Педагогические задачи в средней группе с наибольшей полнотой и эффективностью позволяют решить сюжетно-ролевые игры, игры-занятия, игры-упражнения, игры - инсценировки.
Новое значение приобретает воспитание культуры трудовой деятельности, где формируется ответственность за порученное дело, согласованность действий, понимание значения результатов своего труда для других. В этой группе под руководством воспитателя вводятся дежурства.
Старшая группа.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжаются. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей.
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей всё большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребёнка, способствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Главная цель эстетических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствуют о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от воспитания содержания отдельных поступков (хорошо-плохо) к обобщённым понятиям о хорошем поведении.
Освоению правил поведения очень способствуют игры-упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют её последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в неё очень активно.
В старшей группе воспитатель по-прежнему должен уделять много внимания совершенствованию навыков личной опрятности детей, аккуратности, культурной еды. Показателем их усвоения является постепенное сокращение времени, затрачиваемого детьми на выполнение гигиенических процедур, качество их выполнения, самостоятельность.
Очень важно своевременно позаботиться о правильном ориентировании детей в ближайшем окружении. Ребёнок шестого года жизни должен знать свой домашний адрес, быть осведомлён об основных правилах уличного движения и пр.
Перед переходом в подготовительную группу в воспитании нравственного поведения необходимо сделать существенный акцент на привитие более глубокого, чем прежде, интереса детей к своим товарищам, их человеческим качествам, их увлечениям и т. д. Это важно и для расширения кругозора ребят, и в воспитательном процессе культуры поведения.
Подготовительная группа.
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Моральные чувства ребёнка становятся более глубокими, нравственные представления детей о явлениях общественной жизни становятся более осознанными, приобретают большую обобщённость, а навыки нравственного поведения - более естественными и прочными, приобретают большую широту и устойчивость, чтобы ребёнок всегда вёл себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя должно быть сосредоточено на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Важно предусмотреть, чтобы приобретённый опыт ребёнка не шёл вразрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведение детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений различных жизненных ситуаций. Поэтому особое значение приобретают задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы, очень эффективны также игры - инсценировки, игры – упражнения. Важно также, чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении.
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. На укрепление культурно-гигиенических навыков направлены некоторые игры – занятия, игры – упражнения.
В подготовительной к школе группе навыки поддержания порядка, чистоты в одежде должны приобретать для ребёнка всё более осознанный общественный смысл. Воспитанник детского сада должен быть всегда опрятным, аккуратным, чистым, подтянутым – это он уже знает, по крайней мере, с четырёх лет. Сейчас он должен осознавать, что это – естественное и обязательное требование общества к каждому человеку. Осознание данного положения происходит лучше, если воспитатель опирается на чувства детей, учитывает их интересы. У ребёнка в возрасте шести лет уже возникают и достаточно сильно проявляются моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.
В подготовительной к школе группе детского сада воспитателю необходимо уделять большое внимание самоорганизации детей и связанному с ней контролю ребят за собственными действиями и поступками. Привитие этих качеств - дело не простое и в то же время оно не требует каких-то особенных педагогических приёмов, главное здесь – последовательность и настойчивость.
Целесообразно давать детям различные поручения, например, взять у заведующего или старшего воспитателя нужные для занятий книгу, альбом и т. п. Выполняя такие поручения, дети не только упражняются в вежливости обращения. Здесь, как нигде, проявляется самоконтроль ребёнка.
Воспитание культуры поведения у дошкольника предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
2. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
На пятом году жизни дети становятся значительно самостоятельнее. Они уже могут мыть с мылом лицо, шею, уши, одеваться более тщательно, знают порядок выполнения каждого действия, начинают замечать неполадки во внешнем виде друг друга или в окружающей обстановке. Приучают детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. Совершенствуют навыки аккуратной еды : брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, полоскать рот после еды.
Продолжают учить быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться, не вмешиваться в разговор старших. Закрепляют навыки бережного отношения к вещам, учат использовать их по назначению, не ломать, не пачкать, аккуратно ставить на место.
Формируют у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Учат справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Учат детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих. Воспитывают культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос. Учат детей налаживать с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшими детьми.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Воспитывают привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывают привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле, чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону.
Учат быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.
Совершенствуют навыки еды : правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжают воспитывать у детей вежливость. Учат с уважением, заботливо относиться к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполнять просьбы и поручения взрослых, при необходимости предлагать свою помощь. Выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. Приучают детей выполнять правила поведения в группе в отсутствии воспитателя, дружелюбно напоминать сверстникам о тех или иных правилах поведения. Знакомят детей с правилами в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать не громко, соблюдать порядок, чистоту, уступать в транспорте место старшим и младшим, учат бережно относиться к одежде.
Продолжают воспитывать гуманные чувства. Учат замечать затруднения окружающих, стремиться помощь им. Формируют представления о правдивости: нельзя обманывать, брать чужие вещи, о справедливости: в группе все дети равны, надо по-доброму распределять игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры, нельзя перекладывать свою вину на другого, о смелости, о скромности. Учат детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать дружеские взаимоотношения. Приучают детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию могут выполнять быстрее и точнее. Они должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом. Увеличивается круг обязанностей и умений по уборке игровых уголков, видам дежурств, усложняются обязанности дежурных. Закрепляют навыки общественного поведения, навыки культурного поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережёвывать пищу, навыки поведения в общественных местах. Продолжают воспитывать гуманные чувства у детей.
Для закрепления правил, более осознанного их усвоения проводится беседа. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в необходимости их выполнения.
В выполнении культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому нужно выработать нужные критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привезти к их быстрой утрате.