Екатерина Аншиц
Консультация «Роль физической культуры и спорта в жизни А. С. Пушкина и в моей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №72
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Роль физической культуры и спорта в жизни А. С. Пушкина и в моей жизни»
В номинации «человекознание»
Выполнила:
Ученица 3 «А» класса
МБОУ «СОШ № 72»
Резбих Елизавета
Руководитель: учитель ФК
Аншиц Е. А.
Публикация «Консультация „Роль физической культуры и спорта в жизни А, С, Пушкина и в моей жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Барнаул 2019 год
Оглавления
Введение …3 стр.
Теоретическая часть исследования …срт.
Физическая культура и спорт оказывали положительное влияние на человека во все времена …срт.
Физической культуры и спорта в жизни великого поэта и писателя А. С. Пушкина (Детство, Лицей, творчество) …срт.
Практическая часть исследования…. стр.
Роль физической культуры и спорта в жизни его литературных
героев ….срт.
Роль физической культуры и спорта в жизни в моей жизни ….стр.
Заключение …. стр.
Список литературы…. стр.
Приложения …. срт.
Введение
Роль физической культуры, спорта в жизни великих людей – это довольно любопытная и актуальная тема. И не надо эту стороны жизни их обходить стороной. Одним из многочисленных примеров, я взяла, А. С. Пушкина – который уделял большое внимание физической культуре, что помогло ему в формировании выдающейся личности писателя.
Физическая культура и спорт оказывали положительное влияние на человека во все времена, но сегодня, когда так много внимания уделяется развитию интеллектуальности, творчества, её роль в жизни человека возрастает. Я считаю, что залог успешности человека — это душевное и физическое развития. Поэтому, я считаю мною выбранную тему актуальной и значимой.
Цель моей работы : определить роль физической культуры и спорта в жизни
Гипотеза: Мы (я) предполагаем (ю, что спорт и физическая культура играет важную роль в жизни каждого человека
Задачи:
изучить литературные источники, материалы сети интернет и проанализировать их
Исследовать биографию А. С. Пушкина, познакомиться с его творчеством
собрать материал и сделать вывод
выяснить, какую роль сыграла физическая культура на жизнь писателя
повысить интерес к своему здоровью
повысить интерес к творчеству А. С. Пушкин
Пропаганда здорового образа жизни
Методы:
Анализ литературных источников и материала интернет
Опрос-беседа
Теоретическая часть исследования
Физическая культура и спорт оказывали положительное влияние на человека во все времена
Зарождение физической культуры началось еще в первобытные времена, тогда то люди и стали замечать, что повторение движений помогает не только лучше выполнять само движение, но и совершенствовать весь организм.
Прошло много лет со времени появления людей. Поколения сменяли друг друга. И дети перенимали опыт своих отцов и дедов.
Физическая культура и спорт так и является неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой.
В современном обществе технический прогресс затронул всю деятельность современного общества. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало существенное влияние на образ жизни людей. Трудиться и заниматься повседневными делами стало гораздо проще и легче. Это не могло не повлиять на физическую активность человека, которая резко снизилась.
Эта ситуация отрицательно сказывается на функциональных способностях, ослабляются мышцы. Внутренние органы начинают работать несколько иначе. Но, к сожалению, изменения происходят в худшую, а не в лучшую сторону для человека. И поскольку движения сведены к минимуму, резко падающий уровень энергозатрат влечет за собой сбои в мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной системах. Все это отражается на организме и на здоровье, становится причиной развития многих болезней, особенно у детей.
Спорт и физическая культура позволяет компенсировать недостаток движения, повысить энергетические затраты. Кроме того, в современности, именно занятия спортом и физкультурой становятся единственными доступными способами проявления двигательной активности, позволяющими восполнить естественную потребность каждого человека в определенном количестве нагрузок и движения.
Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее положительно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких вредных привычек, как употребление спиртных напитков, курение и игромания, пристрастие к вредной еде (фастфуд, мучное, сладости и т. д.).
Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют развитию организма. У взрослых улучшают и увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.
Физическая культура и спорт оказывала положительное влияние на человека во все времена, в том числе и на знаменитых писателей и поэтов. Интересно наблюдать за героями популярных литературных произведений и находить в них качества, присущие самим авторам.
Жизнь - это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровье. А сильная личность всегда станет победителем. Об это говорят нам страницы прочитанных произведений.
Теоретическая часть исследования
Физической культуры и спорта в жизни великого поэта и писателя
Физическая культура и спорт оказывает положительное влияние на трудоспособность человека, на способность творчески мыслить. Физические упражнения и закалка стали увлечением для человека, занятие и здоровый образ жизни которого вовсе не требовали исключительной выносливости или физической силы. В моем исследование, речь пойдет об Александре Сергеевиче Пушкине. На этом положительном примере, я хочу рассказать о роли физической культуры и спорта в жизни великого писателя и поэта.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России.
По словам сестры поэта Ольги Пушкиной-Павлищевой, до 6 лет он «своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать. Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив». С весны до поздней осени Саша проводил свое время в играх и забавах в селе Захарове, где проникался укладом деревенской жизни. Он любил прогулки по березовой роще, где, «воображая себя богатырем», сбивал палкой верхушки растений.
Домашнее воспитание в семье Пушкиных по обычаям того времени было вверено иностранцам. Первым воспитателем будущего поэта стал французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец. Гувернер Русло хорошо сочинял стихи. Были и другие гувернеры, которым «дана была воля над детьми». Уже 9-летним Саша Пушкин читал «Илиаду», сочинения Плутарха, философов XVIII в., обладая необыкновенной памятью, чуть не наизусть выучил классиков французской литературы, писал стихи. В 10 лет он написал по-французски целую поэму. Французский язык Пушкин знал превосходно, не зря будущие товарищи по лицею прозвали его французом.
Естественно, учили Сашу Пушкина и русской грамоте. Читать и писать научила его бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, которая говорила и писала прекрасным русским языком, восхищавшим друга Пушкина Антона Дельвига. Затем учителем русского языка в семье Пушкиных был священник А. И. Беликов.
Лицей, увлечения
В 1811 г. будущего великого поэта в числе 30 других избранников приняли в только что открывшийся Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей из знатных семейств. Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, восходившему корнями к Александру Невскому («Мой предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил") и далее — к легендарному Рюрику. Великий поэт гордился своим древним родом. Словно обращаясь к Иванам, не помнящим родства, он писал: «Уважение к минувшему—вот черта, отличающая образованность от дикости. Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».
В лицее Пушкин проучился 6 лет. Его лицейский друг И. И. Пущин («мой первый друг, мой друг бесценный») вспоминает, что в те годы Александр Сергеевич был не только поглощенным «не по летам» в думы и чтение, но и «мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик»; стремился в играх первенствовать и даже приходил в бешенство, если кто-то «другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». По словам Пущина, это был живой, подвижный, быстроглазый мальчик. По-видимому, уже в это время для него много значили сила и ловкость.
У каждого лицеиста была своя комната, где находились «железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами». Кроме учебных занятий, три раза в день в любую погоду проводили прогулки. Вечером в зале — мячик и беготня. Режим дня включал подъем по звонку в 6 часов; затем после молитвы в зале с 7 до 9 учебные занятия в классе; 9 — чай; затем прогулка до 10; 10-12 — класс; 12-13 — прогулка; в 13 часов — обед; 14-15 — урок чистописания или рисования; 15—17 — класс; 17 — чай; до 18 часов прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. В среду и субботу — танцы или фехтование. Каждую субботу баня. В половине девятого вечера — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация, в 10 — вечерняя молитва, сон.
Строгий распорядок с регулярным питанием, хорошими гигиеническими условиями, чередованием умственных занятий и отдыха, обязательными трехразовыми прогулками благоприятно отразился на физическом развитии Пушкина, а скромная обстановка сделала его непритязательным в быту. И через много лет он будет придерживаться почти лицейского распорядка, следуя привычкам и привязанностям юности.
Летом во главе с директором лицеисты совершали «дальние, иногда двухдневные, прогулки по окрестностям; зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни; в саду, на пруде, «катались с гор и на коньках». Пушкин любил осень и зиму, и впечатления от катания на коньках отразились в его стихах: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед» («Евгений Онегин»); или «Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!» («Осень»).
За год с небольшим до окончания лицея его воспитанники два раза в неделю стали ходить «в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона» обучались верховой езде. Пушкин дорожил репутацией хорошего танцора и наездника. Верховая езда была для него страстью. Ему седлали то горячего аргамака, то смиренную крестьянскую лошадку, которой за это добавляли овса. При необходимости он мог скакать на лошади и без седла.
Пушкин в какой-то мере выучился и боксу; скорее всего, это произошло вскоре после окончания лицея, когда поэт был особенно близок к элитной офицерской среде. Среди его знакомых, бравых гусар и кавалергардов, возможно, были офицеры, что во время поездки императора в Англию в составе царской свиты наблюдали за показательными поединками сильнейших боксеров «туманного Альбиона». Наверное, отсюда и пошло новое увлечение: в рукопашной бить не с маху, а «тычком», что требовало меньше времени и позволяло опередить соперника. П. П. Вяземский, сын друга поэта, вспоминает: «В 1827 г. Пушкин учил меня боксировать по-английски (молодому князю было тогда 6-7лет, — А. Т., и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и не желающих боксировать».
Учителем фехтования в лицее был с 12 июля 1812 года лучший, тогдашний маэстро – Александр Вальвиль. Занимаясь с юношами, Вальвиль обобщил свой богатый опыт и написал книгу «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Она увидела свет в 1817 году, когда питомцы лицея вышли в жизнь и Пушкин был удостоен превосходной оценки, потому что, по утверждению историков, «считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля».
Физическая культура оказала положительное влияние на трудоспособность писателей, на способность творчески мыслить. Физические упражнения и закалка стали увлечением для человека, занятие и образ жизни которого вовсе не требовали исключительной выносливости или физической силы. Современники А. С. Пушкина, отмечают его отличное сложение, стройность, гибкость и мускулистость тела. Эти качества поэт развил у себя физическими упражнениями, и прежде всего гимнастикой, которой Пушкин уделял много внимания. Гимнастика, пешие прогулки и физическая работа в саду стали для Пушкина потребностью. Они приносили ему душевную ясность и успокоение, настраивали на поэтический лад. Другая страсть поэта - верховая езда. Он отлично стрелял из пистолета, в совершенстве владел искусством фехтования. Кажется, не было такого вида спорта, популярного в то время, которому ни отдал дань увлечения великий поэт. Он искусно играл в шахматы, занимался боксом и плаванием, которые только начинали входить в моду, достиг и в них немалого искусства.
Изучив литературные источники, я делаю вывод, что А. С. Пушкин – уделял большое внимание и времени физической культуре спорту, что помогло ему в формировании выдающейся личности писателя.
Практическая часть исследования
Роль физической культуры и спорта в жизни его литературных героев
Анализ героев писателя
Прочитав произведения Пушкина из школьной программы:
Сказка о рыбаке и рыбке, где главный герой старик-рыбак всю свою жизнь занимался ловлей рыбы.
Сказка о царе Салтане, где герой Гвидон охотиться при помощи лука и стрел.
У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила", где кот ученый, всё ходит по цепи кругом.
Изучив творчества найти общее между физической подготовленностью писателей и выносливостью героев, созданных ими произведений. Я делаю вывод о том, что герои книг во многом похожи на своих создателей, я нашла общее между физической подготовленностью писателей и выносливостью героев, созданных ими в произведениях. Я делаю вывод о том, что герои в сказках во многом похожи на своего создателя.
Роль физической культуры и спорта в жизни в моей жизни
Проведя опрос-беседу, а также интервьюирование родственников. Я узнала и уверенно могу сказать, что спорт в нашей семье всегда был в почете. Всегда мои родственники и я катались на велосипеде, ходили на лыжах, играли в спортивные игры, увлекались рыбалкой, катание на коньках и увлекались танцами. занимались плаванием, никто и никогда не курил и не пил.
Спорт может быть большим – спорт высоких достижений – и массовым. В моей семье высоких достижений пока не было: никто не входил в составы сборных команд страны, не устанавливал мировых рекордов. Но главное – это любовь к занятиям спортом. Любовь к спорту передаётся от старшего поколения к младшему. Вот и я стала увлекаться танцами и сейчас занимаюсь профессионально. За несколько лет моих достижений я имею несколько кубков и грамот.
И сейчас мы все вместе при любой возможности занимаемся плаванием, ходим на лыжах, катаемся на коньках, играем, потому что спорт - это здоровье и очень веселое время провождения с семьей. А мы хотим, чтобы члены нашей семьи были здоровыми и жили долго.
Я составила спортивное дерево своей семьи, узнала спортивные предпочтения, достижения, преемственность и значимость занятий спортом в нашей семье. Я думаю, что составленное мной спортивное дерево будет «расти», у наших потомков будут богатые возможности и желание заниматься спортом и физкультурой. Так как я сделала важные выводы о роли спорта в жизни человека.
Заключение
Целью моей работы было – найти общее между физической подготовленностью писателей и выносливостью героев, созданных ими произведений. Я делаю вывод о том, что герои книг во многом похожи на своих создателей.
Поэт-пророк знал, что своим творчеством он воздвиг себе нерукотворный памятник, пробуждая лирой «чувства добрые», прославляя свободу, призывая «милость к падшим». Пушкинская духовность настояна на народности, на жажде свободы и на жаркой проповеди правды, красоты и добра.
Любить Пушкина — для каждого из нас это значит становиться человечески талантливее. Недаром Сергей Есенин писал: «Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант». Действительно, Пушкин принадлежит к числу тех творческих богатырей, тех великих исторических деятелей, которые, работая для настоящего, готовят будущее. Закончим глубоко справедливой мыслью поэта В. Г. Белинского о том, что, читая пушкинские творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. (Стих)
Многие писатели занимались спортом. Сама история подсказывает нам, что культура тела и культура духа — отнюдь не антонимы. Бывает, что одно приводит к другому, и наоборот. Не зря великие русские писатели стали героями литературного представления на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи!
Сегодня, когда так много внимания уделяется развитию интеллектуальности, творчества, роль примеров героев из книг в жизни человека возрастает. Залог успешности человека - это гармония душевного, интеллектуального и физического развития.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин
Список литературы
1. Бальсевич В. К. Здоровье в движении М. : Советский спорт,1998. - С. 130.
2. Двигательная активность и ее значение для здоровья школьника. Интегральный подход к формированию здоровья человека– М. : Академия, 2004.– С. 120.
3. Головин О. В. Двигательная активность – основа формирования здоровья дошкольника. Интегральная физиология – М. : Академия, 2004. – С. 136.
4. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровье, 1989. – С. 70.
5. Евсеев Ю. И. Физическая культура - Ростов на Дону : Феникс, 2004. – С. 382.
6. Литературное чтение: 1 кл. : Учебник. :/Чуракова Н. А--- 1-е изд. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.-180 с.
7. Литературное чтение: 2 кл. : Учебник. :/Чуракова Н. А--- 3-е изд. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.-183 с.
8. Литературное чтение: 1 кл. : Учебник. :/Чуракова Н. А--- 2-е изд. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.-184 с.
9. Хрипкова А. Г. ,и Антропова М. В. Забота о здоровье детей (Из опыта работы школы продленного дня № 710 г. Москвы).– М., 1980. –С. 86
10. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/07/31/nuzhna-li-voobshche-fizkultura
11. https://www.kakprosto.ru/kak-100787-zachem-nuzhna-fizicheskaya-kultura
12. https://baby-sport33.ru/khokkey
Приложение №1
Творческий путь А. С. Пушкина можно разделить на несколько периодов:
1) лицейский (1811-1817) – пишет стихи патриотические («Воспоминания в Царском селе», «Была пора…», посвящённые друзьям и поэтам («К другу стихотворцу», «К Жуковскому», «Тень Фонвизина»);
2) петербургский (1817-1820) – расцвет вольнолюбивой лирики («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня», поэма «Руслан и Людмила»;
3) период южной ссылки (1820-1823) – усиление вольнолюбивых мотивов («В. Л. Давыдову, «Кинжал», «Узник», «Погасло дневное светило…», «Песнь о вещем Олеге», расцвет романтизма в поэзии («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», начат роман «Евгений Онегин»;
4) период ссылки в Михайловское (1824-1826) – последняя романтическая поэма «Цыганы» и утверждение реализма (трагедия «Борис Годунов», любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…»);
5) московский период (1826-1830) – верность идеалам свободы и после поражения декабристов («Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»);
6) Болдинская осень (1830) – особенный интерес к теме поэта и назначения поэзии («Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», создание прозаических («Повести покойного Ивана Петровича Белкина») и драматических («маленькие трагедии») произведений, «Сказка о попе и его работнике Балде», окончен роман «Евгений Онегин»;
7) творчество 30-х годов (1831-1837) – осмысление противоречий между личностью и государством (поэма «Медный всадник», изображение народного движения («Дубровский», «Капитанская дочка»).
Приложение №2
Опрос-беседа с родственниками
1. Роль физической культуры и спорта в вашей жизни?
2. Вели ли вы здоровый образ жизни?
3. Занимались ли вы в детстве физической культурой и спортом?
4. Каким видом занимались?
5. Каким бы хотели заниматься?
6. Как вы проводите свое свободное время?
7. Сейчас вы занимаетесь физической культурой и спортом?