Евгения Ищук
Консультация «Творчество А. С. Пушкина в жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой мудрость и духовность русского народа. Основой пушкинских сказок являются русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины, которые оказывают большое влияние на психологическое развитие детей, развивают их воображение, расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие нравственные качества.
Публикация «Консультация „Творчество А, С, Пушкина в жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Знакомство со сказками А. С. Пушкина начинают уже с двухлетнего возраста. Именно в этот период у ребенка формируется осознанное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Для начала достаточно читать отрывок из сказки Пушкина по 10-15 минут, например, "Сказка о царе Салтане. " о белочке или кораблике. Потом сцены с 33-мя богатырями, описанными так красочно автором. Дети смогут сразу представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Без внимания нельзя оставить и знаменитое "У лукоморья дуб зеленый", где собраны множественные сказочные персонажи, с которыми ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок способен обсудить поведение злой старухи и несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне. Немаловажно просить ребенка высказывать свое мнение о прочитанном. Это будет способствовать формированию его речевых навыков.
Пушкинских сказок очень много, но наиболее популярны 5. Это объемные произведения, которые следует читать не сразу полностью, а обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор.
У ребенка формируется не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, именно это и поможет ребенку сформировать собственное мнение о персонажах и сюжетных событиях сказки.
"Сказка о попе и работнике его Балде" расширит знания ребенка, так как потребуется объяснить значения неизвестных слов, как полба, оброк, толоконный лоб. При чтении данной сказки А. С. Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на персонажа Балду: он находчивый, справедливый и трудолюбивый.
Поэма "Руслан и Людмила" знакомит маленького читателя с загадочным миром древней истории и с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством формирует хорошие нравственные качества личности ребенка.
Читая ребенку "Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеде», стоит обратить внимание на выразительные образы женщин - царевну Лебедь и мать Гвидона; на заботу сына о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Основа сюжета "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками литературы мира. При анализе этой сказки Пушкина, дети смогут сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
При чтении "Сказки о рыбаке и рыбке", ребенок начинает понимать, что стремление к наживе и жадность не должны становиться для человека главной жизненной целью, что это всегда наказуемо.
"Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и развивает сознание того, что за любые поступки рано или поздно придется расплачиваться.
С остальными произведениями А. С. Пушкина дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки, которые читались в раннем детстве, помогут постичь значимость поэтического наследия и философию великого поэта.
Очень важно организовать инсценирование, ведь ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, заодно действует вместе с ним. Он пытается вжиться в роль, принять сторону того или иного героя, поэтому именно драматизация помогает визуально «войти» в текст. Это способствуют развитию фантазии и актерскому мастерству.
В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных сказок, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к произведениям Пушкина. Дети получают более глубокие знания о традициях русского народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.
Вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.
В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотъемлемой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.