Мария Суродькина
Консультация «Роль игрушки в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки сопровождают детей с первых дней жизни и обычно рассматриваются как средства для забавы и развлечения. Однако не нужно забывать, что они также имеют большое влияние на физическое, психическое, коммуникативное и творческое развитие малышей.
Как правило, первые игрушки для ребенка – это погремушки, резиновые кольца, различные подвески и т. д. Они, прежде всего, направлены на развитие зрения, слуха и моторики пальчиков. Поэтому такие игрушки должны быть разными по форме, текстуре, цвету (желательно яркими, чтобы у крохи было желание их рассматривать, трогать, взять в ручки.
Публикация «Консультация „Роль игрушки в жизни ребёнка“» размещена в разделах
В первый месяц после рождения у ребенка происходит формирование слуховых реакций, поэтому важно обеспечить его также несколькими музыкальными игрушками с разным звучанием. Благодаря таким игрушкам кроха постепенно начинает понимать причинно-следственные связи: когда игрушку потрясти, она издает звуки.
Важно, чтобы игрушки для младенцев были сделаны из безопасных и мягких материалов (лучше всего резины, пластмассы, ведь малыш в любом случае станет тянуть их в рот и кусать.
Годовалым малышам будут интересны разноцветные пластмассовые кубики, пирамидки, состоящие из нескольких элементов, коробочки-стаканчики или мисочки разных размеров, которые как матрешки вкладываются друг в друга. Такие игрушки приносят детям радость и отлично влияют на ранее развитие интеллекта. Купите также большой легкий мяч, который не будет закатываться под кровать или шкаф, и малыш сможет играть с ним в комнате, толкая ножкой либо подбрасывая вверх.
Детишек от 2-х лет можно знакомить с мягкими игрушками. Во-первых, ребенок в таком возрасте уже не тянет их в рот, а, во-вторых, такая игрушка станет малышу другом, с которым он быстрее будет засыпать и охотнее кушать. Также присутствие «мягкого» друга сделает ребенка более уверенным и поможет адаптироваться к новой обстановке, например, в детском саду. К своим любимым мягким игрушкам дети начинают испытывать эмоциональную привязанность, ухаживать за ними. Таким образом, у них формируются такие качества, как заботливость, ответственность и гуманное отношение к окружающим.
Мягкие игрушки и куклы нужны детям для сюжетно-ролевых игр. Обыгрывая различные ситуации из жизни или увиденные в мультфильмах, у малышей хорошо развивается мышление, память и воображение.
Почти всех деток привлекают музыкальные игрушки в виде дудочки, барабана, гармошки, мини-пианино. Если для младенца любопытен сам звук, исходящий от погремушки, то деток постарше уже начинают интересовать мелодии, которые можно воспроизвести через детские музыкальные инструменты.
Чтобы приучить ребенка к аккуратности и самостоятельности, обеспечьте его большой коробкой или другой емкостью, куда он сможет складывать после игры свои кубики, машинки, мячики и другие игрушки.
Маленьких деток часто интересуют предметы живой природы, поэтому для игр они нередко собирают всевозможные веточки, палочки, листочки, шишки, камешки и ракушки. Лучше узнать окружающий мир малышу помогут также детские игрушки в виде различных зверушек.
Малыши от 3-х лет начинают активно включаться в мир социальных взаимоотношений и понимать, что каждый человек выполняет какую-то работу, что у каждого есть определенная профессия. Поэтому игрушки для детей данной возрастной категории – это, прежде всего, принадлежности для ролевых игр (например, детская посуда, наборы для доктора или парикмахера). Сюда же можно отнести и игрушки-орудия (ведерка, лопатки, совочки, разные формочки).
К 5 годам детишки не утрачивают интерес к сюжетно-ролевым играм, однако начинают увлекаться более сложными игрушками : различными конструкторами, пазлами, что развивает их логику, терпение и усидчивость. В таком возрасте дети учатся использовать одни и те же игрушки для разных игр. Это способствует развитию фантазии, образного мышления ребенка, обогащению его внутреннего мира.
Технические игрушки с простыми и сложными механизмами знакомят ребенка с миром техники, побуждают к экспериментам и стимулируют логику.
В 6-7 лет детей начинают привлекать настольные игры, а также игрушки, сделанные собственными руками. К счастью, сегодня можно приобрести специальные наборы для детских поделок. Например, комплект предметов для шитья, набор запчастей для конструирования самолета, наборы для лепки, рисования или аппликаций.
Спортивные игрушки не только помогают развитию мышц, координации движений, моторики и дыхательной системы, а также формируют в маленьком человеке таких полезные качества, как сила воли, выдержка и настойчивость.
Кроме прочего, детские игрушки и игры оказывают огромное влияние на социальную адаптацию и коммуникативное развитие, поскольку дети, играя вместе, учатся общаться и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Почему ребенок ломает игрушки?
Как утверждают психологи, ребенок ломает игрушки не из-за того, что он слишком разбалован или не ценит то, что имеет. Существуют другие причины, объясняющие такое поведение.
Малыши каждый день познают мир, им все интересно и любопытно. Соответственно, у них возникает сильное желание посмотреть, как внутри устроен самолет или из чего сделана кукла.
Во время сюжетно-ролевых игр дети часто разделяют игрушки на хороших и плохих персонажей. И последних они хотят победить, наказать, уничтожить. А сделать это проще всего, если сломать «плохую» игрушку.
Иногда дети портят игрушки, когда чувствуют потребность выплеснуть негативные эмоции (злость, обиду, ревность).
Запас игрушек должен разумно пополняться. Не стремитесь покупать много игрушек, старайтесь воспитать стойкий интерес и привязанность к имеющимся. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вы его понимаете и всегда готовы помочь, а иногда и поиграть вместе.