Папки-передвижки

Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда

Грачева Екатерина
Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В. А. Сухомлинский

Актуальность проблемы: Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса,путем внедрения системы дидактических развивающих игр.

Публикация «Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» размещена в разделах

В Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования речевое развитие выделено самостоятельной образовательной областью. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Дидактические развивающие игры являются одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Приступая к работе по данной теме я изучила исследования авторов Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой по внедрению дидактических игр в логопедическую работу. Авторы методических пособий подчеркивают большое значение логопедических игр и рекомендуют предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность в коррекционной работе.

Изучив теорию, я приступила к практической деятельности.

Для работы с детьми я разработала рабочую программу, в соответствии с Образовательной программой детского сада. Работу по данной теме я выстроила в форме проекта «В СТРАНУ БУКВ И ЗВУКОВ».

В своей коррекционной работе я ставлю следующие задачи:

-формирование правильного произношения (постановка и введение в речь звуков, артикуляционных навыков, точность и скорость выполнения заданий);

-практическое усвоение лексических и грамматических средствязыка;

- развитие навыков связной речи;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие мелкой и крупной моторики рук;

- формирование речевого дыхания.

Мой кабинет представляет собой уютный центр, который включает разнообразную деятельность.

Диагностическая деятельность

Для диагностического обследования детей я использую диагностический альбом по проверки звукопроизношения О. Б. Иншаковой.

Диагностическая деятельность позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. На основании первичных данных мониторинга, в соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК мною были разработаны индивидуальные маршруты логопедического сопровождения для каждого ребёнка, а также оформлены индивидуальные папки детей и речевые карты.

Коррекционно-развивающая деятельность

В кабинете находится магнитная доска с магнитными буквами азбуки; настенная электронная игра «Говорящая азбука»; дидактическое настенное пособие «В мире звуков и букв» для изучения звуков, звукового анализа и синтеза.

Я изготовила много дидактических развивающих игр своими руками : Игра «Логопедические ладошки». Логопед кладет на стол картинку с изображением правой ладошки. Затем раскладывает на ней от 3 до 6 – 8 картинок с корригируемым звуком. Ребенок должен хорошо видеть картинки на этом образце, но НЕ смотреть на свою руку.

Логопед вразнобой слегка сдавливает кончики пальцев, ладонь ребенка. А ребенок анализирует свои ощущения, соотносит их с изображениями и чётко называет соответствующие картинки. Например, на указательном пальце образца лежит «юла». Значит, ребенок должен произносить слово «юла» каждый раз, как только почувствует, что логопед дотронулся до его указательного пальца. Для ребёнка – левши лучше начинать игру с левой руки. С целью усложнения заданий можно одновременно использовать в игре обе ладошки.

В поиске чего-то неординарного и интересного мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Накорми гусеницу»,представляющее собой изображение гусеницы, состоящей из трёх кругов разного цвета. Использование дидактической игры даёт возможность не только упражнять ребенка в закреплении произношения звуков, но и проводить работу по активизации словарного запаса детей, формированию связной речи.

Игра «Веселые человечки» представляет собой латексный шар наполненный мукой, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат заданный звук, слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передаются эмоции «человечков» и одновременно развивается фонематический слух.

Игра «Прожорливые фрукты» предназначена для развития речевого дыхания : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизации губных мышц. Игра представляет собой картинки и изображениями фруктов, у которых есть отверстие для рта. Детям даются кусочки ваты, которые и нужно задуть в рот к фруктам. Дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Игра должна продолжаться 3-5 минут с перерывами на отдых. Следим за соблюдением правила: на вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе – сужается.

Многофункциональное пособие «Артикуляционная гимнастика Лягушка» - это синий лист бумаги (озеро) и картинки лягушек, которые открывают рот. В каждую лягушку вклеиваются картинки, которые обозначают артикуляционные упражнения. Упражнения и их количество подбираются, исходя из коррекционных задач и возможностей ребенка. Я в лягушек вклеила базовые упражнения: «Лягушка», «Часики» ,«Вкусное варенье», «Качели» ,«Хоботок» и «Лошадка» .

В своей работе я очень люблю нейродиманическиеигры: графомоторные дорожки – помогают автоматизировать поставленный звук изолированно, в слогах, словах, стихотворениях; зеркальные картинки - применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук;

Нейрокарточки – различаем звуки с переключением позы рук; нейроладошки – изобразить руками позу ладошки,которую выбрал и игры с шариками «Су-джок». Нейродинамические игры я использую на всех этапах занятия. Все игры хороши, но у нейроигры есть своя изюминка, потому что направлена на развитие у детей возможностей контролировать свои действия через движение, а для интеллектуального и речевого развития на первом месте стоит двигательное развитие. Физкультминутки я в основном заменяю на нейрокарточки с изображением человека в определенной позе, которую детям нужно повторить.

Пособие «Читай по первой букве» направлено на обучение детей чтению. Это 3-4 картинки, каждая первая буква названия картинки соответствует букве слова, которое нужно сложить и прочитать. Это способствует запоминанию букв и развитию звукового анализа и синтеза. Так же для развития у детей навыка звукового анализа и синтеза я сделала дидактическое пособие «Отхлопай звуки и слоги».

Одна из любимейших дидактических игр детей логопедической группы компенсирующей направленности – это экологическая игра «Что для планеты хорошо, а что плохо». Цель – формирование представления детей о положительном и отрицательном воздействии человека на планету Земля. Развивает логическое мышление, внимание, память и речь. Детям раздаются карточки, на которых изображены сцены плохих и хороших поступков по отношению к природе. Поразмыслив ребята должны прикрепить на картинки жетоны больной или здоровой планеты, а затем объяснить свой выбор.

Для формирования умений согласовывать местоимения с существительными была сделалаигра «Моя,моя,моё,мои». Способствует пополнению и активизации словаря у детей,совершенствует грамматический строй речи, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь, воспитывает умение действовать рядом со сверстниками. Данная игра особенно актуальна для двуязычных детей, так как правильное согласование местоимения с существительными для них очень затруднительно.

Использование дидактических развивающих игр помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, поддерживает творческую заинтересованность детей.

Для психологического сопровождения образовательного процесса, сохранения психического здоровья детей, я выделила в кабинете Арт-терапевтическую мастерскую.

В музыкальном направлении сочетание плавных движений под музыку.

В логоритмике – движение крупной моторики рук под музыку в сочетании артикуляционными упражнениями.

В сказкотерапии — воздействие посредством сказки.

В песочной терапии – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

На всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми я применяю методы наглядного моделирования (мнемотаблицы). С помощью этого мы тренируем автоматизированные звуки и развиваем память, например заучиванием стихов или чистоговорок. Эти методы привносят в лого коррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Частыми гостями на логопедических занятиях у нас бывают сказочные герои: Буратино, Карлсон, Веселый клоун, Лого-шарик, которые помогают в коррекционном процессе.

Я разработала и успешно реализую программу кружка «Учимся говорить правильно». Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей.

В рамках кружка я учу детей пользоваться правильным речевым выдохом и вдохом, развиваю мелкую моторику рук, фонематический слух, сенсорную, творческую, экспериментальную, исследовательскую деятельности.

Методическая деятельность логопеда

Успех коррекционной логопедической работы в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда, воспитателей и специалистов.

Посещая музыкальные занятия, я имею возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей.

Планируя совместные занятия с педагогом-психологом, я использую приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния. Вместе корректируем образовательный маршрут.

С педагогом-психологом мы провели открытые интегрированные занятия: «В госте к Мише», «Путешествие по стране Букварь», «Матрешка русский сувенир»

Наше взаимодействие заключается в правильном выполнении движений, сопровождающихся речевыми высказываниями. В этом нам помогают веселые подвижные игры: «Змейка», «Петушок», совместные занятия и развлечения.

Воспитатели знакомятся с результатами промежуточного логопедического обследования детей. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Совместно с педагогами и специалистами детского сада я реализовала проектную деятельность («Сказка о весёлом язычке», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Путешествие по планетам».)

Несмотря на небольшой опыт моей работы, я выступала на методическом объединении педагогов детского сада по темам: «Инновационные формы работы в работе учителя-логопеда»,«Успехи, проблемы, перспективы в логопедической работе».

Консультативная и просветительская работа с родителями

Непрерывную связь с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Открытые занятия позволяют родителям контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме.

Индивидуальные практикумы и консультации по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная, дыхательные, пальчиковые гимнастики). В информационной зоне для родителей я размещаю папки-передвижки с информацией и советами по звукопроизношению.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет мне наладить более тесный контакт, обсудить вопросы коррекции речи детей.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а, следовательно, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Аналитическая деятельность мне позволяет отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.

Чтобы идти в ногу со временем, быть учителем-логопедом нового поколения я стремлюсь проявлять высокий уровень профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.

Активно занимаюсь вопросом информатизации образовательного процесса, создала свою страницу в социальной сети работников образования.

Зарегистрирована на сайтах: «МААМ. Ру», «Инфо урок», «Дошколенок», «Лого – ленд», развивающий портал «Мерсибо».

Вывод

При систематическом использовании дидактических игр у детей формируется фонематический слух, они отлично воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков, успешно усваивают навыки звукового анализа и синтеза, овладевают элементами чтения и письма.

Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное

воздействие на речь и личность ребенка. Получая знания и умения, дети охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 13:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Грачева Екатерина (УИ 2392428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД