Ирина Владимировна
«Рисование дымковской лошадки». Конспект урока по ИЗО в 1 классе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование на тему «Дымковская игрушка. Лошадка».
Класс : 1 «А»
Цель: Рисование дымковской игрушки по шаблону.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
познакомить с народными промыслами;
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО в школе
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы. Рисование
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Темочки
закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;
учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
закреплять понятия «вверх» и «низ»;
формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
коррекционно-развивающие:
развитие планирования умения последовательно выполнять каждый этап работы;
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
углублять знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
развитие мелкой моторики;
познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник», «травоядное животное», «шаблон»;
развивать внимание, память, фантазию.
коррекционно-воспитательные:
формирование эстетического отношения к своему рисунку;
воспитывать аккуратность и целеустремлённость;
развитие эмоциональной сферы;
воспитывать любовь к народному искусству России.
Оборудование:
- для учителя: дидактический материал (презентация, дымковская игрушка – конь, изображения других дымковских игрушек, изображение с узорами дымковской игрушки, мел, доска, шаблон в форме дымковской игрушки (конь, шаблон маленького круга, грифельный карандаш, цветные карандаши, лист бумаги, образец рисунка.
- для учащихся: альбом, грифельный карандаш, цветные карандаши, ластик, шаблон в форме дымковской игрушки (конь, шаблон маленького круга.
* Примечание - В разделе «Дифф. и инд. работа» : 1 - сильная группа учащихся, которые не нуждаются в помощи учителя; 2 - средняя группа, которая нуждается в небольшой помощи; 3 - слабая группа, необходим частый контроль и помощь.
Ход урока.
Этапы урока Содержание урока Индив. и диф-ная работа
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята!
- Тише, тише, тишина,
Разговаривать нельзя!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я сейчас урок труда начну!
Молодцы! Тема нашего урока «Дымковская игрушка». Сегодня мы будем рисовать дымковскую игрушку – лошадку.
2. Вводная беседа - Сегодня мы будем знакомиться с русским народным творчеством. Посмотрите внимательно на экран ( презентация: слайд с изображением игрушек). Какие же эти игрушки яркие, красочные и необычной формы.
- А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими?
- От того места, где их делают. Они появились в селе Дымково. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ’’Свистунья’’. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и все село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Сначала дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. И только потом стала игрушкой. Дымковской игрушки – это фигурки всадников, петухи, кони и другие животные. Женские фигурки имеют юбки в виде колокольчика и высокие головные уборы – кокошники. Давайте повторим, дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в селе Дымково близ г. Вятка.
3. Анализ образца - Ребята, скажите, что же общего у всех этих игрушек? (показ презентации с иллюстрациями)
- Правильно, белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма.
- А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Некоторые думают, что белый фон взяли от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. Например, сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (ответы детей)
- Какие узоры вы видите на игрушках? (ответы детей)
Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий. А еще используются круги, клетки и просто точки. При этом каждый узор рисунка имеет свое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодец, а круг со звездой в серединке – это солнце. Так же можно увидеть зернышки, ягодки, листики и цветочки. (показ презентации с иллюстрациями).
- Какие цвета можно увидеть на игрушках, кто мне скажет? Правильно, синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый и зеленый оттенки – вот основные цвета, которые можно увидеть на игрушках. Коричневая и черная краска используются редко (показ презентации с иллюстрациями).
И сегодня мы будем рисовать дымковскую игрушку – лошадку. Посмотрите ребята, на образец. Чем украшен она? Какого цвета грива, хвост, копыта? Какой узор вы видите? (ответы детей) Какими цветами сделаны эти узоры? (ответы детей)
- Ребята, я думаю, мы устали. Давайте мы немного отдохнем.
Физкультминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4. Планирование Для того, что бы нарисовать лошадку, нам будут нужны шаблоны. Давайте повторим, шаблон – это образец фигуры, вырезанной по контуру из бумаги, картона, и др. материала.
Посмотрите на доску:
Первый этап. Перед вами вертикально (то есть который стоит) расположенный альбомный лист. В центр приложим шаблон и обведем его простым карандашом. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.
Второй этап. Теперь одним цветом раскрашиваем копыта, гриву и хвост.
Третий этап. Рисуем лошадке мордочку.
Четвертый этап. На туловище цветными карандашами рисуем круги одного размера и одного цвета.
Пятый этап. Теперь, в пустые места на т рисуем маленькие точки одного цвета
5. Указания к работе - Все поняли задание? Расскажите, что мы будем делать сейчас? (Ответы учащихся.)
- Дети, чтобы рисунки получились красивыми, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
У зверей 4 лапы
(поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)
Когти могут поцарапать
(изображаем коготки)
Не лицо у них, а морда
(пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)
Хвост, усы, а носик мокрый
(«волна», усы показать, носик обвести)
И, конечно, ушки! (трем уши)
Только на макушке (показать руками)
(Детям раздаются шаблоны дымковской игрушки - коня. Дети приступают к работе.)
6. Самостоятельная работа Ученики самостоятельно справляются с заданием. Ученикам, у которых во время работы возникают трудности, оказывает индивидуальную помощь.
7. Подведение итогов - Ребята, вам понравилось рисовать?
- А кого мы сегодня рисовали?
- Итак, как называется игрушка, которую мы с вами сегодня рисовали? Из чего ее лепят? Назовите элементы росписи? (Ответы учащихся.)
- Давайте устроим выставку ваших рисунков и посмотрим у кого, что получилось?
- Молодцы, вы сегодня все справились с заданием! Посмотрите какие рисунки яркие и красивые.
- А сейчас нужно убрать рабочее место за собой. Урок закончен. До свидания!
Словарь:
1. Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в селе Дымково близ г. Вятка.
2. Шаблон – это образец фигуры, вырезанной по контуру из бумаги, картона, и др. материала.
3. Вертикально расположенный альбомный лист