Татьяна Лопатченко
Конспект занятия «Мы на помощь всем придём — рифмы звонкие спасём!» Развитие стихотворной речи детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной деятельности в старшей группе
«Мы на помощь всем придём – рифмы звонкие спасём!»
Разработала: Лопатченко Т. В., ст. воспитатель
МБДОУ «Детский сад №34» г. Воронежа.
Цель занятия : развитие стихотворной речи детей.
Публикация «Конспект занятия „Мы на помощь всем придём — рифмы звонкие спасём!“ Развитие стихотворной речи детей-дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рифмы, учимся рифмовать
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Задачи: Упражнять в четком произнесении звуков (в незнакомом слове – названии корабля, побуждать придумывать слова к обобщающему слову «еда». Развивать умение подбирать, находить рифму (в загадках, играх, стихах, сочинять двустишия. Воспитывать доброе отношение к животным, птицам; поощрять стремление найти выход из создавшегося положения, желание помочь попавшим в беду. Вызвать гордость за умение помочь, преодолевая трудности.
Ход занятия:
В. : Ребята, я вчера видела по TV передачу про спасателей. А вы знаете, кто такие спасатели? А вы хотели бы стать спасателями?
(Входит Бармалей с клеткой, в которой томятся 2 птички бумажные. Бубнит злобно)
Б: Какие противные птицы,
В клетке им не сидится!
(замечает детей)
Какие противные дети,
Не видел я противней на свете!
Ну-ка, рот не разевайте,
А скорее отвечайте:
Где тут кухня? Где тут печь?
Нужно птичек мне испечь.
В: Мы вас узнали, Бармалей.
Не пугайте нам детей.
Вы всё такой же злой и невоспитанный,
и все так же слабых, маленьких обижаете.
Б: Я есть хочу! Потому рычу и кричу!
Что бы съесть! (ходит по группе, пробует всё «на зуб»)
(Разговор воспитателя с детьми, чтобы не слышал Бармалей)
В: Что делать ребята? Как птичек выручить?
Может, мы его побьем и птичек отберем?
(Дети спорят, что делать с Б., потом вспоминают стих :
«Тот храбрее, кто добрее.
Тот сильнее, кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками.)
В. : Правильно, нужно что-то другое придумать.
(Дети предлагают варианты действия. Решают накормить Бармалея)
В. обращается к Б. :
Бармалей, мы вас накормим, угостим,
А вы птичек нам отдайте.
Б: Я согласен. Угощайте.
(Игра «Угощаю». Дети «угощают» Б., называя «вкусную еду» : мороженое, апельсин, котлета, булочка, тортик и т. п.)
Б: Ох, наелся, ох, объелся. Забирайте этих противных птиц -
Хохотушку и Свистушку. От них у меня свист в ушах.
(отдает клетку, уходит)
В: Молодцы, ребята! Спасли птиц. Посмотрите, какие они разные. А хвостики у них одинаковые. А как их Бармалей назвал?
Это, оказывается, птицы не простые. Их имена, послушайте, как звучат:
Хохотушка - Свистушка.
(Дети должны догадаться, что это рифмы.)
В: Да, ребята, это птицы - рифмы.
У непохожих этих птиц Похожие хвосты
Поймать таких смешных пичуг
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
А как вы думаете, где могут жить такие птицы?
Они живут в сказочной Стране Рифм. Посмотрите, птички загрустили. Почему? (достать из клетки! Потом взять с собой.)
Они хотят домой! Как им помочь?
Страна Рифм - сказочная, ее нет ни на одной карте, и на простом транспорте туда не добраться. А вы какой-нибудь сказочный транспорт знаете?
Давайте поплывем в страну Рифм на корабле
Самом волшебном на всей земле.
Этот корабль называется так:
«Сангл - бангл - тингл - таг»!
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет!»
Ребята, внимание! Говорите название.
(дети произносят название и по одному поднимаются на борт корабля.)
Капитана выберем считалкой, по-честному.
(1 ребенок считает, выбирает капитана.)
А теперь нужно вместе сказать
«Сангл - бангл - тингл - таг»
И поднять корабельный флаг. (Капитан поднимает флаг)
В. : Наш корабль на всех парусах плывет вперед, в сказочную Страну Рифм.
(Можно всем вместе сказать скороговорку:
«Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит!»)
В. : Ребята, за бортом - сети, а в них запутались рыбки. Давайте вытащим сеть, спасём рыбок. (Д. вытаскивают сеть.)
Это «рыбки-загадки». Они совсем не дышат… Они не могут жить без ответа-рифмы. Нужно быстрее отгадать их загадки и отпустить обратно в море.
(отгадывают загадки, написанные на рыбке и отпускают их в море).
1. В море - великан.
Он выпустил фонтан.
Он в море ест и в море спит.
Всю жизнь в воде проводит.
2 Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног.
Называюсь.
3. Брёвна не пилит рыба - пила.
Шить не умеет рыба -…
4. Вы сказать мне не могли бы,
Как зовется эта рыба?
Ты за хвост ее возьмешь,
Носом в воду окунешь,
Воду в рот наберет,
И к тебе отправит в рот.
Подумайте немножко.
Не рыба это, а …
5. Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом, такая злюка.
Конечно, это …
В. : Ну вот, всех рыбок отпустили. Посмотрим в бинокль, далеко ли земля, не видна ли Страна Рифм.
( Капитан смотрит в бинокль: «Я вижу землю. Причаливаем к берегу»).
В. : Выходим на берег. А чтобы не потеряться и не заблудиться, возьмемся за руки
(Идут вперёд, подходят к паутине – кружеву, в середине - паучок)
В. : Ребята, я, кажется, за что-то зацепилась. Да, это паутина. Паучок нас в Страну Рифм без испытания не хочет пускать. Вот паутинки, а паучки плетут рифмы. Давайте им поможем.
(Игра «Паутинка». На карточках-паутинках картинки, есть 2 картинки – рифмы. Дети соединяют нужные картинки «паутинкой» - ниточкой: тарелка - стрелка, мишка – шишка, кошка – ложка, жук – паук, ёлка-иголка и т. п.).
В. : Какие рифмы у вас получились?
Теперь мы можем пройти дальше (идут)
(На пути сидит Зайчик с книгой)
В. Зайчик просит вас помочь прочитать стихи в книге :
«Неизвестно как случилось,
В книжке рифма заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.»
(Открывают книжку. Читают рифмы - путаницы, исправляют)
1. Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
2. Подарила мама бочке Разноцветные платочки.
3. Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку.
4. Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лёд.
5. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
6. Вот, закончили читать,
Книжку нужно изорвать (закрывать)
В: Смотрите, как наши птички оживились. Наверное, чувствуют, что их дом близко.
(Подходят к дереву. На нём висят бумажные разноцветные птички, есть парные птички - с хвостиками одинакового цвета)
В. : Сколько разных птиц. А есть птицы с похожими хвостами. Это же рифмы!
Ребята, смотрите, птички приуныли, они не могут своих подружек отыскать.
Птички - рифмы привыкли парами сидеть, рядом. А когда Бармалей схватил Хохотушку и Свистушку, птицы-рифмы разлетелись и перепутались. Нужно им помочь, найти подружку - рифму. Возьмите по одной птичке и найдите ей пару.
(Игра «Найди подружку». Дети находят свою пару. Придумывают и называют имена птиц. На обратной стороне бумажных птичек картинка-подсказка: Розочка - Звёздочка, Малинка - Рябинка, Цветочек - Листочек, Букашка – Ромашка …)
(звучит музыка «Пение птиц»)
В: Птички обрадовались, запели. Посадите их парами на дерево. И Свистушку с Хохотушкой тоже. (Дети вешают птичек на дерево.)
В: А теперь нам пора домой возвращаться. Я вижу ковер-самолет. На нем мы быстро доберёмся домой (все садятся на ковер).
Что-то ковер не взлетает? Мы же в Стране Рифм! Ковер нужно в стихах попросить, чтобы он нас перенёс в детский сад. Как мы скажем? «Ты, ковер-самолёт….
( Дети предлагают свои варианты: отправляйся в полёт; лети быстрей, как звездолёт; закружись, как вертолёт;)
Ты, - ковер - самолет,
Соверши перелет.
Забери всех ребят,
Отнеси в детский сад)
Вот мы и дома, в детском саду. Ребята, вы - настоящие спасатели, да еще и поэты. За спасение птичек, за помощь рыбкам, Зайчику вы награждаетесь медалями! (вручает «медали» шоколадные)
Вы - добрые и смелые,
Умные, умелые,
Мои девочки и мальчики,
Мои кошечки и зайчики.
А нашим гостям мы на прощание подарим маленький стишок:
(говорят вместе)
«И улыбки и приветы
Шлют вам юные поэты.
Приходите чаще к нам,
Очень рады мы гостям»