Потапова Вера
Консультация «Река весной опасна!»
▼ Скачать + Заказать документы
"Река весной опасна!"
Воспитатель:Потапова В. И
Цели. Сформировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде и льду зимой, об опасностях, которые подстерегают человека у водоемов; познакомить детей с причинами несчастных случаев; воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.
Оборудование. Презентация «Осторожно! Тонкий лёд»
Ход занятия:
Вос-ль. Здравствуйте ребята! Попробуйте отгадать о чем сегодня мы с вами будем говорить.
Слайд 2. Загадки:
1. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
Публикация «Консультация „Река весной опасна!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Весенние консультации для родителей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Консультации для родителей
- Реки и озера
- Темочки
И теперь под Новый год
На реке мы видим.
(лёд)
2. Без рук, без топорища
Выстроен мостище. (Лёд)
3. Текло, текло
И легло под стекло.
(Река подо льдом)
4. Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим.
(Коньки)
Вос-ль. О чем идет речь? (ответы детей) Сегодня мы будем говорить о Весенней реке и о правилах безопасности в этот период/Азбука безопасности.
Слайд 3. Весенняя река и правила безопасности
Вос-ль. Вы уже поняли, что речь пойдет о реке весной,а вот что такое азбука безопасности, вы узнаете по ходу занятия.
Сегодня мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река поздней осенью,зимой или весной.
(Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).
Вос-ль. Какая опасность может подстерегать нас весной на реке?
(Можно провалиться под лед).
Вос-ль. А как вы думаете - Почему можно провалиться под лед?
(Лед хрупкий, неокрепший).
Слайд 4. (прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен).
Вос-ль. Нужно это помнить (читает слайд 4). Для того чтобы не попасть в беду, нужно соблюдать правила поведения на льду. Узнать эти правила нам с вами помогут льдинки.
Слайд 5. Льдинка 1
Человек! Ты не пингвин.
Не гуляй средь льдин один!
Вос-ль. Почему нельзя гулять одному по льду?
(Если случится беда, то некому будет прийти на помощь).
Вос-ль. Какое правило мы отсюда выводим?
Слайд 6. (Не выходите на лед в одиночку)
(Нельзя ходить по льду одному, без сопровождения взрослых.)
Вос-ль. Молодцы! Вы, наверное, видели, что и зимой люди продолжают ловить рыбу. Что остается на льду, после того как они порыбачили? (Лунки).
Слайд 7. Льдинка 2
Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лунку или в полынью –
И загубишь жизнь свою.
Вос-ль. Каким будет второе правило?
Слайд 8. (Под снегом могут быть полынь, лунки)
(Надо избегать мест, где тонкий лед, обходить лунки).
Слайд 9. Льдинка 3
В тех местах, где бьют ключи
И бегут к реке ручьи
Или где стоит завод, –
Знай, что там непрочен лед.
Вос-ль. Слайд 10. На одном рисунке показана труба, по которой течет вода. Наверное, она теплая и лед вокруг трубы растаял. На втором рисунке – мелкие кустики и камыши.
Вос-ль. Подведем небольшой итог нашему разговору. В каких местах бывает тонкий лед?
( Правило первое: нельзя ходить по льду одному, без взрослых.
– Правило второе: избегать мест, где лед тонкий. Это места под сугробами, около кустов, около стока вод, около ключей и ручьев, впадающих в реку, около берега, лунок).
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Вос-ль. На тонком льду очень часто происходят неприятности. Об одной из них вы сейчас узнаете.
Слайд 11
Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина. торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
"Спасите!" – вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверное, шел на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой.
Вос-ль. Что нужно делать в такой ситуации?
(Спасать человека).
Вос-ль. Как вы поняли из этого рассказа, оказывать помощь надо очень быстро.
А как же поступил герой стихотворения, послушайте дальше.
Слайд 12
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, кашель и грипп.
Вос-ль. Что сделал герой стихотворения? (ответы детей)
Слайд 13, 14. Правила «Что делать, если вы провалились под лед»
Вос-ль. Мы с вами видим, что полынья на водоеме может быть полезной (для рыбной ловли, стирки белья в деревне) и опасной (можно провалиться) для человека. А как для животных? Нужны ли кому-то зимой такие отверстия на водоемах?
(Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут).
Вос-ль. Правильно. Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью.
Я не случайно заговорила о животных. Вспомните рассказ-сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Какую роль для птицы играла полынья?
(Она спасала Серую Шейку от Лисы).
Вос-ль. Вспомним, как это было.
Слайд 15.
Зачитывается текст.
". Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Пришла Лиса, села на берегу и опять заговорила:– Соскучилась я по тебе, уточка. Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду. Я не спесива. И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье".
– Почему лиса поползла по льду, а не подбежала к уточке?
(Животные тоже чувствуют опасность. Лиса понимала, что лед около полыньи тонкий, и она может попасть в воду).
Вос-ль. Действительно, даже животные понимают, в каком месте их подстерегает опасность. Человек – существо разумное, поэтому должен не чувствовать опасность, а понимать, где она его подстерегает.
Вос-ль. Сегодня на занятие вы узнали много нового. Давайте посмотрим на картинки и назовем правила поведения на замерзшем водоеме.
Слайд 16. (дети объясняют правила по картинкам)
Вос-ль. Молодцы! Всё правильно. Теперь посмотрите еще на одну картинку.
Слайд 17. Выберите самый безопасный маршрут для лыжника.
(Налево, через мост).
Вос-ль. Почему именно там?
(Мост строили специально для перехода через реку, значит, он рассчитан на то, чтобы выдержать вес человека. Идти по льду опаснее, хотя и ближе).
Вос-ль. С чем вы познакомились на занятие?
(С тем, как надо вести себя на замерзшем весеннем водоеме, как оказывать помощь тонущему человеку).