Макарова Анжелика Арнольдовна
Конспект НОД «Алтайский край — Река Обь»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Алтайский край- река Обь"
Задачи :
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с природными богатствами Алтайского края- рекой Обь, историей возникновения ее названия.
познакомить детей с некоторыми свойствами воды, взятой в водопроводном кране и в реке Оби;
Закрепить:
навыки экспериментирования;
умение решать познавательные задачи; устанавливать взаимосвязи
в природе; рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивающие:
Темочки:
развивать познавательные способности дошкольников, любознательность, пытливость ума;
дать детям почувствовать радость открытий от активного познания процессов и явлений, происходящих в окружающем мире и природе Алтайского края – реке Обь;
формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов
Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес, любовь к природе Алтайского края, осознанно-правильное отношение к природе.
Ход.
-Сегодня утром, просматривая электронную почту я обнаружила письмо, адресованное детям подготовительной группы.
-Хотите ознакомиться с ним?
(Воспитатель зачитывает письмо, от профессора -эколога)
«Здравствуйте, дети! Я узнал, что вы исследуете природные богатства Алтайского края. Чтобы вы больше узнали о них, передаю видеофильм и сумку-холодильник в которой образцы для исследования. Успехов вам.
(Показ видеофильма «Река Обь)
-Дети, как вы думаете какую реку вы увидели в видеофильме?
(Ответы детей)
Работа по карте.
- Обь - одна из величайших рек мира, протекающая в Западной Сибири, образованная слиянием рек Бия и Катунь.
Притоки реки Обь в Алтайском крае - реки Чарыш, Алей, Барнаулка, Чумыш. Среди российских рек Обь занимает первое место по протяженности. На севере Обь впадает в Карское море, образуя залив, называемый Обской губой. В списке самых протяженных рек мира Обь занимает пятое место.
На происхождение названия реки «Обь» существует несколько точек зрения, о них вам расскажут дети.
1 ребенок
-По одной из версий, название пошло от названия реки на языке народов -коми-, что означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».
2- ребенок-
Так же существует версия, что название происходит от русского слова «обе», так как река Обь образована слиянием двух рек Бия и Катунь.
- Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему в реке Обь течет вода? (предположения детей).
Воспитатель предлагает детям проверить свои предположения на опыте, сделать вывод.
ОПЫТ:
Воспитатель держит сосуд с водой.
Ничего с водой не происходит.
Вопрос - Что надо сделать, что бы вода потекла?
А затем просит ребенка наклонить сосуд с водой.
- Что происходит? (вода потекла)
-А если сильней наклонить? А если еще чуть-чуть?
ВЫВОД: делают дети – вода течет сверху вниз с высокого места в более низкое. Если наклон сильный, то и вода течет сильнее, быстрее; а если наклон небольшой, то и вода течет медленно.
-Ответьте мне- в какой местности у реки течение сильнее, быстрее – в равнинной или горной?
-Река Обь течет по ровной местности, значит у реки какое течение
(не сильное, плавное).
-Дети как вы думаете в реке Оби всегда одинаковый уровень (одинаковое количество) воды?
Ответы детей.
-Давайте поведя опыт, увидим как поднимается уровень воды.
Опыт: В емкости с водой делается метка, а затем добавляется вода мерной кружкой.
Вывод: уровень воды повышается, если долить воду. Так и в реке Оби уровень воды повышается после таяния снега, дождей.
-Для выполнения заданий Профессора –эколога приглашаю проследовать в нашу лабораторию.
Что такое лаборатория? (Дети отвечают)
(Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.)
-Напомню вам правила безопасности.
- брать оборудование - по указаниям воспитателя,
-грязными руками не трогать глаза.
-не брать руки в рот.
-работу выполнять в специальных шапочках.
Профессор - эколог передал нам на исследование - воду, взятую в водопроводном кране и в реке Оби;
Опыт: Исследование воды, взятой в водопроводном кране и в реке Оби;
Сейчас мы будем исследовать воду из водопровода и воду из реки Обь
Рассматриваем воду из крана.
(Чистая, прозрачная, без запаха, без вкуса.)
Рассматриваем воду из реки Оби. (Мутная, грязная, на дне осадок, есть запах.)
-Дети вы правильно отметили, что на дне пробирки осадок, а чтобы его рассмотреть, очистить воду я предлагаю ее отфильтровать.
(Дети фильтруют воду, рассматривают фильтр).
-Что вы видите на фильтре? (Песок, остатки растений, ил).
-Какой стала вода после фильтрования? (Чище, в ней нет песка и мусора).
Мы узнали самый простой способ очистки воды – фильтрование, с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Это вода из Оби, которая поступает к нам в квартиры. Я вам расскажу, какой путь она проходит.
Мультимедийная презентация.
- Вода из Оби забирается двумя насосными станциями и подается по водоводам на водопроводные очистные сооружения. Здесь в нее добавляют специальные химические реагенты, затем она отстаивается около трех часов. Здесь ее очищают и фильтруют. Фильтры загружены кварцевым песком - его зернышки поглощают способность мелкие частицы, которые остались после отстаивания. После фильтрации чистая вода обеззараживается хлором. Обеззараженную воду проверяют в лаборатории. Затем она подается на насосные станции и затем в водопровод. Мы с вами в детском саду не пьем воду из крана, а пьем еще более чистую воду из кулера.
-Дети, а вы знаете как в народе называют нашу рек? (ответы детей)
-Ее называют - «Обь-поилица»
-Как вы думаете, почему ее так называют (Ответы детей)
-Чистая вода - источник жизни. Она необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
-Но не всегда вода в реке Обь чистая, происходит загрязнение реки. - Подумайте, что или кто является причиной загрязнения воды в реке?
(Ответы детей - человек.)
-Люди, которые живут и работают и отдыхают по берегам реки.
-Как люди загрязняют реку Обь?
(Ответы детей)
-Надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды.
- А как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить загрязнение воды жителями нашего края, города? (Ответы детей)
-Предлагаю нарисовать листовки о правильном поведении в
природе, на берегу реки Обь. Прежде, чем приступить к работе предлагаю сделать гимнастику для глаз.
Электронная физкультминутка.
-Дети вы знаете все правила экологически правильного поведения в природе, и можете всех жителей нашего города с ними познакомить, и следить за выполнением этих правил. И чтобы все окружающие знали об
этом вам вручаются медали.