Лариса Рудакова
Конспект игры-занятия «Чистая река»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ромашка"
Конспект игры - занятия по ознакомлению детей с миром природы
для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
Тема: "Чистая река"
г. Лянтор, 2018 год
Цель проведения игры – занятия :
формировать знания детей о реке и способах очищения воды.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с ролью реки (воды) в жизни человека;
Публикация «Конспект игры-занятия „Чистая река“» размещена в разделах
- учить очищать воду различными способами.
Развивающие задачи:
- развивать поисковую активность, творческое воображение;
- развивать умение выдвигать гипотезу (предположение);
- развивать инициативную речь во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные задачи:
- воспитывать экологическую грамотность, желание беречь природу;
- приучать обучающихся к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Предполагаемый результат: формируются представления о роли реки (воды) в жизни людей, загрязнении рек, дети осваивают различные способы очистки воды.
Целевые ориентиры игры – занятия :
- Личностные:
Ребенок способен обозначить своё отношение к данной ситуации. Умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может принимать нестандартные решения.
- Регулятивные:
Ребёнок соблюдает элементарные правила поведения.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Умеет работать по инструкции взрослого и адекватно оценивать свои достижения.
- Познавательные:
Вовлечен в совместную проблемно - поисковую деятельность. Различает условную и реальную ситуации. Умеет выявить проблему, предложить способы решения проблемы.
- Коммуникативные:
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.
Проявляет инициативную речь во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Тип игры – занятия : усвоение новых знаний и умений.
Вид игры – занятия : тематическая практико – познавательная игра.
Практическая ценность: дети осваивают различные способы очистки воды, умение искать решение проблемных ситуаций.
Социальная значимость: формируется экологическая грамотность ребенка.
Интегрируемые области Виды детской деятельности
Познавательное развитие Коммуникативная
Социально – коммуникативное
развитие Игровая
Речевое развитие Беседа, ответы на поставленные вопросы, инициативная речь в диалоге, воспроизведение информации с опорой на картинку - слайд
Физическое развитие Двигательная
Художественно – эстетическое развитие Ценностно - смысловое восприятие мира природы
Организационная структура игры – занятия :
Методы - Словесный, практический, наглядный, проблемно – поисковый.
Приемы - Игровой, художественное слово, демонстрация, беседа, рассказ, похвала, наводящие вопросы, указания.
Индивидуальная работа - Помощь при выполнении заданий в процессе организованной деятельности, личностно – ориентированный подход к развитию ребенка.
Предварительно-индивидуальная работа - Заучивание стихотворения.
Предварительная работа педагога - Разработка конспекта, подготовка презентации к занятию, изготовление куклы - "Умница", подготовка материалов.
Материальное обеспечение -
Материалы: сачок, магнит на нитке, салфетки, ваза с грязной водой, марля, вата, разносы, прозрачные стаканы, зеленые и красные кружки.
Применение технологий - Мультимедийная.
Аппаратное и программное обеспечение - Оборудование: ноутбук, колонки, USB,экран.
Презентация Microsoft Office Power Point 2007 (к занятию)
Учебно – методический комплекс - Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу "Школа семи гномов", В. Зотова "Азбука природолюбия"
Ход игры – занятия :
1 этап. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель:
-Ребята, вы знаете кто такие эколята?
Дети:
- Да. Эколята – геройчики, которые все вместе берегут и охраняют природу, заботятся о его обитателях.
Воспитатель:
- К нам в гости приехала Умница. Она просит помочь природе. Рассмотреть жалобы и попробовать найти решение проблем. Согласны помочь Умнице?
Дети:
- Да.
2 этап. Основная часть
(На ней появляются жалобы природы. Дети озвучивают проблемы и предлагают возможные решения.)
Слайд 1. Проблема 1.
(На экране слайд с изображением крана из которого капает вода. Дети определяют проблему: неэкономное использование воды. Предлагают решения: отремонтировать кран, закрыть кран. На экране появляется улыбающийся ручеек.)
Воспитатель:
- Виктория прочитает стихотворение.
Вика:
Бережливым будь с водой
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой! С. Я. Маршак
Слайд 2. Проблема 2.
(На слайде картинка - река с грязной водой. Ребята определяют проблему: вода загрязнена, её нельзя пить. Решение: воду в реке нужно очистить.)
Воспитатель:
- Прежде чем очищать реку, нужно понять каким мусором она загрязнена.
Дети:
( Выдвигают версии: обломки деревьев, железные предметы, продукты бензина и машинного масла.)
Воспитатель:
- На нашем столе вода из этой реки. Умница предлагает нам попробовать очистить воду.
Как вы думаете, ребята, как это сделать?
(Дети предлагают различные способы очистки воды.)
Воспитатель:
- Умница знает как очистить реку от мусора :
1. очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сочка;
2. очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей - с помощью бумаги;
3. с помощью магнита - поднять железный мусор;
4. с помощью фильтров - профильтровать воду от мелких частиц.
- Посмотрим, действительно ли это так.
(На столе прозрачная ваза с грязной водой "из этой реки". Дети очищают воду от плавающего на поверхности мусора с помощью сочка. Затем, собирают масло и бензин с помощью бумаги, плотной салфетки. Убирают с помощью магнита железные предметы.)
Воспитатель:
- Нужно еще профильтровать воду. Но вот проблема: у нас нет фильтра. Какие есть предложения?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Умница чуть позже расскажет нам как изготовить фильтры для очистки воды самостоятельно. А пока она предлагает поиграть в игру "Экологический светофор".
- Возьмите по одному кружку зеленого и красного цвета.
- У вас в руках зеленые и красные кружки. Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и выберите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, шагаем; красный – ясно, что вредите ей, приседаем.
Активная игра"Экологический светофор".
1. Пять зеленых лягушат
В речку броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле. (красный)
2. Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит. (красный)
3. Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы.
Чтоб оно со временем
Дало нам плоды. (зеленый)
4. В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой.
В крутом овраге под горой
Мы чистили родник студеный. (зеленый)
5. Поливаем клумбы дружно,
Траву выполем на спор.
А зачем нам это нужно?
Чтоб красивым был наш двор. (зеленый)
6. Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки.
Чтоб садить новый лесок. (зеленый)
7. Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет. (красный)
8. Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом. (красный)
9. Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами. (зеленый)
10. Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим? (красный)
11. Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку. (красный)
Воспитатель:
- Пришло время для изготовления фильтров. Умница предлагает взять каждому чистый стаканчик, 2 кусочка бинта и кусочек ваты. Распределить вату равномерно по поверхности бинта. Накрыть сверху вторым кусочком бинта. Фильтр готов. Будем проверять, работает ли он, можно ли таким фильтром очистить воду.
(Дети складывают фильтры.)
- Положите фильтры сверху на стаканчики, сейчас нальем воду и посмотрим.
-Действительно, вода стала чище. Как вы думаете, можно её пить?
Дети выдвигают версии.
Воспитатель:
- Воду из реки пить можно, но сначала нужно её прокипятить.
- Ребята, мы с вами очистили только небольшое количество воды. Что же делать с рекой?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Умница предлагает посмотреть как люди очищают реку.
(Просмотр презентации "Как очищают реки).
3 этап. Заключительная часть. Рефлексия в форме игры"Продолжи предложение"
Воспитатель:
- Ребята, в конце нашего занятия, хочу предложить поиграть с Умницей в игру. Она приготовила для вас предложения, которые вам нужно продолжить, но говорить нужно о занятии.
Предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно узнать…
- Было трудно …
- Теперь я могу.
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую сам…
- Меня удивило…
Список литературы и интернет - ресурсов:
1. Примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под редакцией
Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3 -е изд., исп. и доп. - М: Мозаика - синтез, 2014 - 368с.
2. Сикорская Г. П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями / Уральский научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования. Екатеринбург: Раритет, 2007. – 72 с.
3. И. Р. Колтунова, О. Н. Лазарева, М. Н. Данилова "Окружающий мир" для обучения детей в семье, детском саду и далее. Екатеринбург, ООО "У-Фактория", 1999г.
4. yandex.ru/images
5. dohcolonoc.ru
6. PPt4WEB.ru