Елена Яковлева
«Речевое развитие» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (для старшей группы) «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
1. упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела, развивать тактильные ощущения
2. формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины
3. развивать навык планирования связного высказывания
Публикация «„Речевое развитие“ с использованием элементов ТРИЗ-технологии (для старшей группы) „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
4. активизировать словарь детей и лексико-грамматический строй речи, продолжаем учить детей построению предложений
5. уточнить представления о пользе насекомых
6. воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации
7. развивать воображение при выполнении творческого задания: придумать фантастическое насекомое для охраны домика муравья
Предварительная работа. Беседа о своеобразии «коллективной» жизни муравьёв. Чтение сказки «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
Материалы, инструменты, оборудование: игрушка «Муравей» из коллекции «Насекомые», муравейник из папье-маше, сделанный на предыдущем занятии, два «волшебных мешочка», игрушки «насекомые», игрушки «неживые объекты», иллюстрация из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», иллюстрация с изображением березы, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход занятия
Выставляется иллюстрация с изображением березы.
Воспитатель: сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку
-На поляне возле ёлок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нём миллион.
- На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята - вся жизнь их связана с трудом.
Под изображение березы ставят муравейник и рядом игрушку – муравья.
Посмотрите сюда, на прошлом занятии мы с вами строили муравейник. Еще мы с вами читали книгу. Кто помнит автора и как она называется. Молодцы. Вот сегодня мы вспомним и повторим все, что знаем о муравьях, и, заодно, немного поиграем и порисуем.
Первая игра «Великаны-гномы». Прием фантазирования «увеличение - уменьшение». Упражнение «маленькое в большом».
Воспитатель обращает внимание, что очень многие большие объекты содержат в себе маленькие: машина большая, педали маленькие; дом большой, а окна маленькие. Воспитатель предлагает детям назвать подобные ответы в лесу (дерево большое, листья маленькие, медведь большой, а медвежата – маленькие, муравейник большой, а муравьи – маленькие).
Молодцы, все справились. Вот вам вторая игра.
Упражнение «Волшебный мешочек». Прием фантазирования «Бином фантазии». В один мешочек заранее кладутся 4-5 игрушек насекомых, в другой – 4-5 предметов. Дети по очереди достают пару предметов из двух мешочков на ощупь, узнавая, а затем проверяя себя. Потом составляя предложение с этими словами, проговаривая пользу от насекомого (например – пчела села на машину, пчела приносит мед людям).
Давайте вспомним, как муравьишка перебирался через речку. Он плавать не умел, а мы с вами умеем, и поможем муравью – спасем его.
Физкультминутка: дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно: вместе — раз, это брасс,
Один, другой — это кроль. Все как один — плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой, отведем муравьишку домой!
Воспитатель: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда «насекомые» - от слова «насекать». Мы с вами много говорили о пользе насекомых для человека. А давайте подумаем, какая польза природе от насекомых? (ответы детей). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «Трудолюбив, как пчела», «назойлива, как муха».
Выставляется иллюстрация из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Мы сегодня говорим о насекомых – муравьях. А теперь давайте рассмотрим картину. Это иллюстрация из уже знакомой нам сказки.
Проводится беседа по картине:
- какое время года изображено на картине? По каким признакам вы догадались об этом?
- какое время суток, как вы думаете? Почему?
- что еще изображено на картине? И кто еще нарисован?
- как вы думаете, что делает муравей? Зачем? Почему?
-кто помнит, как закончилась эта история?
А теперь давайте придумаем вместе рассказ по картине, помогая друг другу.
Рисование «Необычное насекомое». Прием морфологический анализ в сочетании с приемом фантазирования «оживление».
Воспитатель: у меня, ребята, есть проблема. Я хочу помочь нашему муравьишке защитить свой муравейник от врагов. Ребята, а кого поставим для охраны домика – муравейника?
Мы с вами уже говорили о других насекомых и средствах их защиты от врагов. Давайте вы сейчас вспомните и нарисуете насекомое, которого нет, вы его придумаете, это фантастическое насекомое. Но у него должны быть разное защитное оружие от нескольких насекомых, чтобы спасти нашего муравьишку от врагов. Представьте, что это насекомое – воин, богатырь или спасатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Дети рисуют.
Подведение итогов.
Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной.
Муравей благодарит детей за помощь.