Ольга Калашникова
Занятие по ознакомлению с жизнью насекомых «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: Непосредственно-образовательная деятельность
Возрастная группа: логопедическая средняя группа.
Цель: Воспитательные: воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, не разрушать условия жизни насекомых.
Задачи:
1. Углублять и уточнять представления детей о насекомых.
Публикация «Занятие по ознакомлению с жизнью насекомых „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
Формировать знания о том, как насекомые готовятся к зиме.
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, умение решать проблемные ситуации.
Дифференциация звуков З-Ж-С-Ш.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Активизировать внимание детей, развить логическое мышление. Научить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Воспитывать у детей желание помогать попавшим в беду.
Активизация словаря: куколка, гусеница, насекомые, муравейник, паутина, божья коровка, бабочка, пчела, паук.
Обогащение словаря: хищник
Материал к занятию :
Игрушки насекомых и паука, модель развития бабочки, цветные нитки, нарисованный муравейник, напоминающие знаки, мольберт, книга «Первые вопросы о природе», музыкальное сопровождение, картинки с изображением осы, комара, жука.
Ход НОД:
Воспитатель: - Какое сейчас время года? Как можно догадаться, что осень? Что происходит в природе?
- Верно животные, растения, насекомые осенью готовятся к зиме. Давайте все скажем стихи про осень и четко будем выделять в стихах звук «ж», «ш», «с» :
1. Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
2. На пожелтевшую траву
Бросает лес свою листву.
3. Осинку окрасила осень,
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль облетает.
- Ребята, сегодня я утром стала проветривать группу, открыла окно и к нам в группу влетел на листочке муравьишка (показывает муравья). Он был очень расстроен. Оказывается с ним произошла такая история. Жил-был муравей. А кто это муравей? (насекомое) Почему вы так думаете? (шесть ног, насечки). Вышел как-то муравей на опушку леса погулять и тут подул сильный ветер и унес его далеко от дома. А как называется дом муравья? (муравейник). Он хотел вернуться назад, но не мог найти дорогу. Там, куда его занес ветер, был пожар, и вокруг стояли только обгоревшие кусты и деревья. А как вы думаете, почему случился в лесу пожар? (ответы детей) Муравей сел на листок и задумался, о том, как ему добираться до дому. Тут и поднялся сильный ветер и принес к нам. Как же быть муравьишке? Что делать? (обсуждение с детьми, воспитатель подводит детей к выводу, что муравьишке надо помочь найти его дом)
Дети отправляются в путешествие по группе.
Воспитатель подводит детей к полянке с бабочками.
- Ой, ребята, какая красивая поляна! Как много цветов! (рассматривают) Ой, это разве цветы? (бабочки) Почему мы их перепутали с цветами? Давайте вспомним, как появляются бабочки. (яйца – гусеницы – куколки – бабочки) Давайте выложим на мольберте эту цепочку.
Несколько детей по очереди выкладывают модель развития бабочки.
- Что происходит с бабочками осенью? (готовятся к зиме) Бабочки во взрослом состоянии или их яйца, или гусеницы, или куколки зимуют под опавшими листьями, под корой деревьев и в других укромных уголках. А бабочки капустницы и шоколадницы зимуют во взрослом состоянии. А сейчас мы все превратимся в бабочек.
Пальчиковая гимнастика. Дети скрещивают кисти рук, ладони открыты.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (2 раза)
Воспитатель: - Ребята, я кого-то вижу! Отгадайте.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это (божья коровка).
Воспитатель достает игрушку божью коровку.
- Почему этих жучков называют божьими коровками? Божьи коровки хищники. Они охотятся на других насекомых : тлей, клещей и других мелких насекомых. Когда божья коровка выделяет свое молочко? (в случае опасности) Что происходит с божьими коровками осенью (прячутся в листиках и так зимуют) А есть божьи коровки, которые улетают на юг. Да, ребята, божьи коровки собираются вместе и летят высоко - высоко в небе темным облачком на юг, как перелетные птицы.
- А сейчас поиграем в игру «Птицы и божьи коровки».
Игра «Птицы и божьи коровки». Проводится 2-3 раза.
Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то жужжит? Отгадайте!
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над медком, он поделится медком. (пчела)
- Вот она пчелка! Куда она летит? Какие бывают пчелы? (домашние и дикие) А как они готовится к зиме, как зимуют? (дикие пчелы зимуют в дуплах, а за домашними пчелами ухаживает человек, он укрывает их, что бы они не замерзли и не погибли)
Воспитатель:
-А теперь полетаем как пчелки. (включается музыка)
Пока дети двигаются по группе, воспитатель незаметно кладет муравья в паутину.
- Куда попал наш муравьишка? Что же делать? (версии детей) Давайте подуем на паутину. Помогло это муравьишке? Нет. Давайте размотаем паутину.
Дети мотают клубочки из цветных нитей, освобождают муравья.
- Ребята, а паук насекомое? Почему?
Воспитатель: - А вот и домик муравья! Как он называется? Как зимуют муравьи?
Показ иллюстрации в книге.
- Муравьишка говорит нам спасибо и дарит знаки, которые помогут нам правильно вести себя в лесу.
1. Нельзя разорять муравейники.
2. Нельзя ловить насекомых.
3. Не губите пауков.
4. Нельзя разводить костры в лесу.
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Кто в домике живет?»
Воспитатель делит детей на 3 группы:
комары (з-з-з, жуки (ж-ж-ж, осы (с-с-с).
Каждый раз, когда взрослый подходит к какому-то домику, дети издают характерный звук того насекомого, которого они изображают.
Итог занятия.
Воспитатель: - Кому мы сегодня помогали? О ком мы еще сегодня говорили на занятии?