Елена Дроздова
«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»
(А. Е. Антипина)
Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Публикация «„Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.
Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности (театрализации сказок).
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
• Данное направление педагогической деятельности актуально - современные тенденции развития дошкольного образования подчеркивают необходимость формирования у ребенка-дошкольника начальных ключевых компетентностей, а базовой, ключевой компетентностью, является именно коммуникативная, так как позволяет ребенку выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.
• Вместе с тем, данное направление педагогической деятельности перспективно - включение детей в театрализованную деятельность, способствует снятию у них стрессообразующих факторов развития, стимулирует развитие духовного потенциала, позволяет успешно приобщать к истокам национальной культуры, а театрализованные игры и упражнения, успешно применяемые на развивающих занятиях в ДОУ, повышают их результативность и качество.
Организуя занятия по театрализованной деятельности, я поставила цель:
Развитие связной речи через различные виды театрализованной деятельности.
Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые желания и интересы детей. Участвуя в сказках, они знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, звуки, музыку, учатся думать, делать выводы и обобщения.
Работая над высказываниями реплик персонажей, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемый диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Именно поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной речи детей.
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить рассказывать сказки, небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.
2. Формировать лексико – грамматические навыки, совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь.
3. Знакомить детей с различными видами театра, обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом, ложек и кукольном театрах.
Коррекционно – развивающие задачи :
1. Развивать коммуникативные качества детей, артистические способности.
2. Повышать уровень мотивации детей к театрализованной деятельности.
3. Продолжать работу над интонационной выразительностью: учить модулировать голосом - громче, тише; передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.
4. Развивать память, воображение, фантазию, общую и пальчиковую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Развивать устойчивый интерес и любовь к театрализованной деятельности.
2. Воспитывать внимание, выдержку.
3. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Свою работу строю с учё том следующих принципов:
• Систематичности и последовательности-материал к занятиям подобран в определённом порядке, с постепенным переходом от простого к сложному.
• Доступности - характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей.
• Наглядности - большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (мультфильмы, просмотры кукольных спектаклей, использование моделей)
• Комплексности работы - театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
• Исключение отрицательной оценки деятельности детей, особенно в первое время.
Театрализованная деятельность в детском саду интегрирована:
в непосредственно образовательную деятельность реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач
окружающая обстановка позволяет дошкольникам свободно включаться в театрализованную деятельность и совершенствовать речевые навыки и навыки общения.
Этапы работы:
1. Ознакомление с произведением, распределение ролей.
2. Обогащение словаря по данной и смежным темам.
3. Разучивание текста, «подбор» роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз).
4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, привлекая родителей.
5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению
(звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки.
Все театрализованные игры строятся по материалам сказок.
Тематика игр – это многообразие лексических тем, например, при изучении темы: «Хлеб» («Колосок», «Семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Овощи» («Репка», «Вершки и корешки», «Дикие животные» («Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка» и т. д.) Познакомившись с книгой Лоры Поляк «Театр сказок», я решила использовать их не только для развития коммуникативных навыков своих воспитанников, но и для автоматизации поставленных детям звуков. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своими движениями. Дети преодолевают неуверенность в себе, воспитывается воля и характер.
В работе использую различные виды театрализованных игр.
Режиссё рские игры:
Театр игрушек и картинок, магнитный театр - развивает воображение детей, здесь ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения выступают интонация и мимика.
Настольный театр - во время игры интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, приобретается умение последовательно и выразительно передавать содержание сказки, активизирует застенчивых и молчаливых детей, развивается логичность мышления.
Игры – драматизации:
Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, творческих способностей, мышления, речи, мелкой моторики, логики, обогащения словарного запас, поможет справиться с застенчивостью. С пальчиковым театром ребенок погружается в мир сказки, в уникальный мир волшебства. Он хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей, например, в сказках «Теремок», «Репка» такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев. С помощью персонажей мы учим чистоговорки и скороговорки, автоматизируем поставленные звуки.
Очень любят дети Театр ложек, ведь в нём есть такой атрибут, как ширма за которую ребёнок может спрятаться от зрителей. Неуверенным в себе детям легче преодолеть свою робость, наблюдая друг за другом, они обогащают свой личный опыт.
Театр би-ба-бо - данные игры используются при инсценировании диалогов, пересказе сказок. Здесь дети – артисты. Они учатся владеть своим голосом, интонацией, чёткой артикуляцией. У детей развивается память, умение взаимодействовать друг с другом.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй самая сложная, но и наиболее интересная игра.
Игры-инсценировки - поскольку дети играют сами, они могут использовать все средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику). Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль, сохраняя последовательность и передавая характеры персонажей. Развивается связная речь, значительно пополняется словарный запас, речь становится более грамотной, выразительной.
Все наши дети активно участвуют в театральных играх, драматизациях, диалогах, инсценировках.
На базе нашего сада проводились семинары для воспитателей и МО для логопедов, где были представлены театрализованные представления : «Спесивая коза», «Заюшкина избушка», «Как старик корову продавал» эмоциональные выступления наших воспитанников получили высокую оценку коллег.
Наши родители, не просто сторонние наблюдатели или обычные зрители, они также активно привлекаются к работе по подготовке к театрализации. Они оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, в разучивании ролей. Совместно с детьми они посещают театры, читают произведения по лексическим темам.
Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей различные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно – воспитательной работы.
Результаты:
Театрализованная деятельность обеспечивает оптимальные условия для развития познавательных, коммуникативных и социально - личностных способностей детей;
Обогатился активный и пассивный словарь, закрепляется правильное произношение звуков; диагностируется положительная динамика формирования навыков грамотной и связной речи;
Совершенствуется интонационная выразительность речи; умение связно и выразительно пересказывать сказки самостоятельно;
Развиваются память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей;
Дети научились правильно оценивать свои и чужие поступки, радоваться успехам сверстников; действовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
Список литературы:
1. Акулова О. А. «Театрализованные игры», Дошкольное воспитание. 2005.№4
2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.
3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.
4. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007.
6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» - М., 2005
7. Лора Поляк «Театр сказок» С – П. «Детство-Пресс», 2001 г.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.