Асель Максутовна Алиаскарова
Речевое развитие детей в различных формах и видах детской деятельности в процессе патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.
Публикация «Речевое развитие детей в различных формах и видах детской деятельности в процессе патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому актуально считается возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, где на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но и не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, проводить народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды. Составляя рассказ, включать в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как:
«Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Казахстан – казахстанцы; воин - солдат, боец, защитники т. п.
«Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например: Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т. п.
«Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:
- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т. п.
- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья. И т. п.
-сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т. п. ;
- образования слов типа: Земляне, Казахстанцы.
«Назови достопримечательности города (например, Павлодар, Аксу)»
«Чем похожи и непохожи». Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.
«Какой? Какая? Какие? Какое?»
«Найди ошибку»
«Закончи предложение»
«Какой? Какая? Какие? Какое?»
«Скажи наоборот» «Из – чего – какой?»
«Отгадай загадку»
Дидактические игры:
«Подбери признак» : защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый…мама какая?- добрая, любимая и т. д.
«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
Речевое упражнение «Предложение рассыпалось» (из слов составить предложение, так же можно из предложений составить текст).
Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаются иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.
Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-развивающая среда группы. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Уголок патриотического развития познакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Одним из важнейших средств является художественное слово казахского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Казахские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
К сожалению, взрослые в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач, чем в живом окружении и всё реже читают книги. Вследствие этого, произведения народного творчества, малые фольклорные формы (загадки, колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет. Мы с вами всё меньше знаем обряды, забываем песни, в том числе и колыбельные. Поэтому работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи, важным условием должна являтся взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители даже недоумевают для чего же всё это надо, тем более с маленькими детьми. Но если побеседовав и объяснив, многие согласятся, что работа нужная и даст положительные результаты. Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего города, чувствовали себя маленькими гражданами Казахстана.
В эпоху разнообразных научных достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательны для всякого образованного человека. Тем более, что сейчас в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, так называемая «американизация», что угрожает нашему с вами языку, а значит и казахской культуре. А без национальной культуры и языка не может быть государства.
В результате работы по системе развитие речи старших дошкольников в процессе патриотического воспитания во время непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни, с использованием загадок, пословиц, поговорок, казахских народных игр, потешек, скороговорок, отобранных соответственно возраста детей, через проектную деятельность, даёт высокий уровень развития речи детей.
Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.
Работу по развитию речи в процессе патриотического воспитания считаю интересной, актуальной и вижу перспективы продолжения по этой теме.