Анастасия Козина
Речь детей шестого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь детей шестого года жизни»
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, по и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критичное отношение к речи сверстников.
Публикация «Речь детей шестого года жизни» размещена в разделах
Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года жизни ребёнок более тонко дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий - низкий и т. д.); синонимы (ходить - идти - топать - вышагивать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между — в середине).
Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 - 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит - учитель, железо - железный, ходить - выходить - переходить - обходить). Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «пианине», а «на пианино», не «ложитъ», а «класть»)
В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользо-ваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р», «РЬ». С их усвоением дети начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «Л». Леность, внятность речи зависит оттого, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них воз-никают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 - 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога.
С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия. Направлены же они на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на постановку звуков, введение их в речь. Детям, не усвоившим фонологическую систему родного языка, занятия иностранным языком не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в развитии Вашего ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё постоянное внимание и участие.
Игры и упражнения для детей.
«С какого звука начинается слово»
Пример: автобус – а, облако – о, улитка – у, машина –м, остановка –о.
«Сколько частей в слове»
мА-га-зин 3части, ко-ле-со 3части.
«Какой, какая, какое»
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
«Я вижу….»
«Высокий, деревянный, с дверцами, внутри есть крючки и полки…».
«Жадина»
«Моя машина, мой трамвай, моя трава, мой автобус…»
«Находить буквы в вывесках»
Чтение –развивает воображение, слуховое внимание
Разговаривайте с ребенком глядя ему в глаза.
Учите стихи! Развитие словарного запаса, слоговой структуры.