Борисова Наталья Евгеньевна
«Ребенок идет в школу». Советы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Бытует мнение, сто достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний.
Необходимо также чтобы будущий первоклассник умел:
Управлять своим поведением и подчинять свои действия правилам
Ориентироваться на заданную тему
Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме
Публикация «„Ребенок идет в школу“, Советы логопеда» размещена в разделах
Самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образу
Работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца
Для наиболее успешного обучения в школе ребенку необходима зрелость следующих функций.
МОТОРНАЯ (ДВИГАТЕЛЬНАЯ) СФЕРА
Для развития этой сферы подойдут упражнения артикуляционной гимнастики, игры на расслабление – напряжение (напряги только руки, а теперь только ноги т. п., любые занятия по развитию пальчиковой моторики: перебирание гречки, риса, лепка, раскрашивание, штриховка, игры с мелкими игрушками, конструктором, повторение различных узоров, которые можно нарисовать безотрывно. Идеально подойдут все игры с мячом, танцы, велосипед, плавание.
СФЕРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
При копировании пространственно ориентированных фигур, ребенок не должен допускать «зеркальных» ошибок, ошибок связанных с размером и расположением фигур.
Складывайте из палочек различные фигуры, просите ребенка сделать такую же, нарисовать такую же. Потом нарисовать (сложить) ее так, как видит сидящий сбоку или напротив. Рисуйте схемы комнаты и «прячьте» предмет, обозначая его крестиком. Ребенок должен догадаться, что вы зашифровали. Как можно чаще пользуйтесь устным обозначением пространства: право-лево, верх-низ и т. д.
РЕЧЬ
Подойдут игры, когда ребенок должен хлопнуть в ладоши на заданный звук (например, на звук [л] и перечисляете: п, л, т, в, л, б, л, д, л, л и т. д.). Игры, когда следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего (типа «городов», но тематику можно расширить. Подбирать рифмы к словам. Выделять первый звук в слове, второй, третий и т. д. Очень полезны игры, когда взрослый «прячет» слово: называет отдельными звуками с паузой после каждого звука ( например: к – о – ш – к – а, ребенок должен назвать слово, а затем ребенок «прячет» слово.
Ребенок должен составлять рассказ по картине и по серии картинок. Обращайте внимание на понимание сюжете, на оформление речи. Разбирайте, что главное на картине, последовательность событий – что сначала, что потом. Просите пересказать любимую сказку, короткие рассказы. Важна не дословность, а передача смысла а грамотность речи.
ПАМЯТЬ
Для тренировки слухоречевой памяти учим длинные фразы, стихи, пересказываем тексты.
С целью тренировки зрительной памяти берем шесть непохожих игрушек и две похожие (игрушки можно заменить картинками, любыми другими предметами). Всех размещаем в ряд. Просим назвать их, запомнить, что за чем идет. Просим отвернуться, и меняем местами или прячем одну игрушку. Затем ребенок поворачивается, ищет ошибку и делает, как было.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Учите обобщать явления, которые ребенок видит. Все, надевают на тело – одежда, что надевают на ноги – обувь и т. д. Стаканы, очки и окна сделаны из стекла, а матрешка, стол и дверь – из дерева и т. д. Ребенок по аналогии должен показать картинку: если пауку паутина, то пчеле - (улей); если собаке кость, то медведю - (мед); если малышу погремушку, то школьнику - (книгу) и т. п. Каждый раз в качестве ответа предлагаются несколько картинок. Желательно, чтобы ребенок научился к школе делать это задание молча. Придумывайте аналоговые варианты заданий. Также подойдут любые задания на сравнение предметов: что похоже и что разное у тигра и льва, у яблока и груши, у фломастера и карандаша и т. д.
Желаю удачи!