Татьяна Афанасова
Консультация для учителей-дефектологов «Ребёнок и компьютер. Вопросы общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей на тему:
«Ребёнок и компьютер. Вопросы общения».
Учитель - дефектолог : Афанасова
Татьяна Леонидовна.
МБОУ СОШ № 40, r. Липецка.
В тёмной комнате стоит тёмный стол; холодным светом мерцает монитор, в который напряжённо таращится маленький, сгорбленный человечек, погрузивший своё сознание в виртуальное пространство и забывший о существовании окружающего мира по велению Электронного Мозга. Такие страшилки ещё несколько лет назад возникали в воображении мам и пап при мысли о том, чтобы приобрести своему ребёнку чудо прогресса - компьютер. Многочисленные исследования услужливо подбрасывали в чёрный список побочных эффектов вред от излучения, ухудшение осанки и зрения и пагубное воздействие на неокрепшую психику ребёнка.
Публикация «Консультация для учителей-дефектологов „Ребёнок и компьютер, Вопросы общения“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Компьютер и дети. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Бесспорно, под каждым из этих аргументов были основания, однако они нe помешали новым технологиям прочно войти в нашу жизнь, стать удобнее,совершеннее и ещё привлекательнее. Теперь компьютеры есть везде. Информатика дополнила список обязательных школьных предметов, a компьютер стал привычен ребёнку, как пылесос маме.
Пора признать суровую правду жизни: общение наших детей с компьютером стало неизбежным.
И всё -таки не утихающие страсти вокруг чудо - машин до сих пор заставляют многих родителей задуматься: a не опасен ли компьютер моему ребёнку? Не мешает ли он нормальному развитию малыша?
Ещё 10-15 лет назад, на заре массового распространения компьютерной техники, эти странные машины казались созданиями сомнительными и пугающими. Хороших программ явно недоставало, a уровень этих программ и технические характеристики компьютеров в целом не позволяли детям проводить зa ними без вреда для здоровья более семи минут в день. За последние годы прогресс шагнул далеко вперёд, значительно повысив безопасность и полезность компьютерных игр.
Плюсы общения.
Исследования многих психологов говорят о том, что у маленьких детей ещё нет, как такового, желания запоминать. То есть ребёнок пока нe может ставить перед собой цель - запомнить. Детская память непроизвольна. Малыши запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь компьютер может стать незаменимым помощником, так как он способен сделать яркой и значимой любую информацию, что не только ускоряет её запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
В процессе занятий на компьютере улучшается детская память и внимание.
Правильно подобранные компьютерные игры имеют большое значение для развития мелкой моторики рук. Малышу приходится сочетать действия рук с видимым действием на экране - при этом совершенно естественно дети развивают зрительно-моторную координацию. Развитие моторики у человека напрямую связано с развитием интеллекта.
Современные компьютерные игры для малышей составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или ситуацию, a получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях и предметах. Это способствует развитию у маленьких детей таких важных операций мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться C 6-7 лет. На сегодняшний день рынок игровых компьютерных программ предлагает очень хорошие развивающие игры, которые содержат в себе интересные для ребёнка упражнения для развития мышления и других составных познавательного процесса.
Кроме того, рассматривая изображение на экране компьютера и манипулируя виртуальными предметами в играх, ребёнок начинает рано понимать, что эти предметы на экране - не реальные вещи, a только символы. Потому с помощью компьютерных игр у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания - понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира: это и реальные предметы, и картинки, и, наконец, наши мысли. Несмотря на свою простоту, со взрослой точки зрения, такое понимание даётся многим малышам нелегко. Многие родители сталкиваются с этим при обучении детей счёту или чтению «про себя», когда ребёнок сосредоточенно продолжает шёпотом произносить себе под нос прочитанный текст или старательно перебирает свои пальчики при счёте. То есть дети должны пройти путь переноса понимания окружающего из предметного в образный план, a потом в отвлечённый. Это типичный путь развития мышления от предметно - манипулятивного к предметно - образному и далее к отвлечённо - логическому. По наблюдениям психологов, с помощью компьютерных игр малыши учатся мыслить без опоры нa внешние предметы уже в возрасте 4-5ти лет.
Компьютерные игры развивают зрительно-моторную координацию, важнейшие операции мышления, познавательные процессы и интеллект в целом, знакомят с окружающим миром.
Обвиняемый: компьютер.
Врачи и педагоги зачастую говорят об испорченном зрении, искривлённых позвоночниках, страшном излучении, жестокостях компьютерных игр и поколении домоседов. Все эти проблемы стоит признать существующими и попытаться их решить.
Проблемы имеют место и их можно решить, a не отказываться от компьютера вовсе.
Нагрузка на зрение. Это, пожалуй, самый главный фактор отрицательного влияния компьютера на здоровье. Если малыш проводит за машиной слишком много времени, то зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения, частым головным болям и головокружениям.
Поэтому первое, нa что надо обратить внимание при покупке компьютера, - качество монитора. Современные мониторы обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Самый безопасный для глаз - монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем в порядке убывания безопасности следуют 17-ти, 15-ти, 14-ти дюймовые мониторы. И, наконец, наибольшую опасность для зрения представляют старые мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 г. Другими словами, по нагрузке нa зрение ребёнка, полчаса игры на устаревшем мониторе равноценен двум-трём часам игры на хорошем современном.
Немаловажный фактор утомляемости глаз - содержание на экране компьютера.
Легче всего воспринимается статическое, крупное, цветное изображение со словесными пояснениями. То есть безопаснее всего малышу рассматривать картинки или играть в игру мультимедийной графики в звуковом сопровождении. В этом случае зрительное восприятие дополняется слуховым и уменьшает напряжение всматривания. Более тяжело воспринимается рисование, здесь вся нагрузка ложится на зрение. И, наконец, самое опасное для детских глазок - компьютерные игры с обилием мелких элементов и быстрой сменой изображения. Они способны очень переутомить глаза.
Чем бы ни занимался зa компьютером ребёнок, он должен периодически отдыхать.
Лучше устраивать регулярные перерывы по 15 минут через каждые 20 минут, проведённые за компьютером.
Хорошим помощником в этом может стать компьютерная специальная программа-таймер, которая вовремя сообщит о необходимости отдохнуть.
Стеснённая поза. B этом отношении компьютер опаснее телевизора, который позволяет малышу во время просмотра свободно двигаться, занимая yдобное положение. За компьютером ребёнок смотрит с определённого расстояния нa экран, одновременно держа руки на клавиатуре, и меняя положение тела. Вынесенные вперёд локти не дают свободно двигаться грудной клетке, что затрудняет дыхание. A длительное сидение с опущенными плечами может привести к искривлению позвоночника и нарушению осанки.
Чтобы избежать неприятных последствий, нужно «компьютерное» время малыша вдвойне компенсировать активным образом жизни: прогулками, подвижными играми, спортом. Ребёнку также необходим специальный стул на роликах с регулируемой высотой.
Излучение. Радиация от монитора - одна из самых распространённых компьютерных страшилок, но на самом деле того излучения, которое называется радиацией (гамма-лучи и нейроны, монитор вообще не производит. Но зато компьютер, как и любой бытовой электроприбор, производит электромагнитное излучение. О его влиянии на человеческий организм учёные и практики спорят уже не первый год. Самое сильное излучение исходит от боковой и задней стенок монитора. Хотя это излучение нe болше того, которое производит холодильник, телевизор.
Располагайте компьютер так, чтобы монитор всегда был повёрнут к ребёнку своей «лицевой» стороной, а задняя стенка смотрела к стене, а лучше в угол комнаты.
Нагрузка на психику. B увлечении компьютером есть ещё одна скрытая угроза для детской психики - подмена реального общения. При всём преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения, a нe формируют у детей настоящие навыки. Особенно это опасно для застенчивых ребятишек. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, a компьютер даёт возможность перенестись в другой мир, удобный и спокойный. Старайтесь предложить своему малышу интересную альтернативу «из реальности». Например, прогулку за город на природу, поход в театр нa детский спектакль. Подарите ему живого котёнка! Проконтролируйте, в какие игры играет ваш ребёнок. Покупайте полезные программы, содержание и устройство которых соответствует требованиям. Исключите игры сомнительного качества.
Организация рабочего пространства.
Планируя детскую, многие родители стараются заранее учесть в ней будущее присутствие компьютера. И это не только вопрос эстетики. При правильной организации рабочего места можно серьёзно снизить или вовсе исключить многие факторы вредного воздействия на здоровье ребёнка.
Самое важное - уменьшить физическую нагрузку на детский организм, a значит, необходимо правильно подобрать мебель.
Специальный стул на роликах, с регулируемой спинкой, газовым патроном, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси, позволит ребёнку изменять позу во время работы и принимать удобное положение. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, a значит, их грудная клетка и позвоночник свободно работают.
Стол, на котором находится компьютер, должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру и по высоте соответствовать возрастным нормам. Ребёнку гораздо удобнее писать, рисовать, работать мышкой или играть зa высоким (высота соответствует росту ребёнка) столом. Но для печатания клавиатура должна находиться на 7-10 см. ниже - для этого и нужна выдвижная доска.
Монитор располагается на расстоянuи 45-60 см. от лица ребёнка. Проверьте, не даёт ли экран отражений от больших окон или других источников света. Для этого посмотрите на дисплей при выключенном компьютере.
Лампа на рабочем столе не должна быть слишком яркой.
При правильной организации игровой деятельности и разумном подборе игрового материала компьютерные игры разовьют ребёнка. У него появится интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. При всей полезности не стоит насаждать эту умную машину ребёнку насильно. Можно уничтожить эффективность и комфортность общения с компьютером.