Агиева Фанзия Фанузовна
Реализация системно-деятельностного подхода в программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации, а также работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детского сада - создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода в программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
В условиях работы по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно- образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход
Системно - деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).
Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определённую структуру.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).
2. Мотивирование к деятельности. Создание проблемной ситуации, постановка цели.
3. Проектирование решения проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Подведение итогов, анализ деятельности. (Рефлексия).
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на предстоящую деятельность. На этом этапе я создаю игровую ситуацию. К этому процессу я стараюсь подходить творчески, с фантазией, чтобы детям было интересно, занимательно, и дети в группу шли с радостью, с желанием познать что-то новое. Например: к детям приходят различные сказочные персонажи (Незнайка, Осень, Буратино, Кукла-барыня и др., в группу вношу что-то новое (Красную книгу, энциклопедию, игру, включаю музыку, звуки природы: птичьи голоса, шум ветра, воды, дождя. В своей группе мы сделали такое пособие «столик удивления», которое используем не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
2. Следующим важным этапом является мотивация детей к деятельности, т. е. создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Чтобы тема образовательной деятельности не была направлена воспитателем, детям даем возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаем проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме). Я в своей работе стараюсь использовать различные ситуации. Например: «К нам в детский сад пришло письмо на электронную почту из волшебного леса, но оно оказалось зашифровано, а чтобы его прочитать нам нужно отгадать код, а код этот не простой, а загадочный». Дальше мы разгадываем загадки. Или в группе «вырос» необычный цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей. Либо использую беседу, связанную с личным опытом детей: «меня попросили рассказать про нашу группу или детский сад, о чем мне рассказать, помогите мне составить рассказ, либо пригласили в поход, на экскурсию, в гости, помогите мне собраться». Использую Волшебную книгу, она помогаем мне при разрешении конфликтов, спорных вопросов, разных проблемных ситуации.
Таким образом, на данном этапе моя основная задача заинтересовать и мотивировать детей, чтобы они без принуждения включились в деятельность, мотивацию стараюсь поддерживать до окончания занятия. Цель (детская цель) занятия должна быть привлекательна для воспитанников, они должны понять, что должно стать результатом занятия.
3. Следующий этап- проектирование решения проблемной ситуации. Здесь важно организовать диалог с детьми. Опираясь на имеющиеся знания и опыт воспитанников подвожу их к решению проблемной ситуации. Здесь важно выслушать каждого ребенка, соглашаться с любым решением, ребенок должен почувствовать себя успешным и знающим. Взрослый должен занять партнерскую позицию по отношению к детям: «вы рассказали много интересного про нашу группу, сказали о том, что она светлая, большая, много игрушек, уголков, мне так захотелось, показать слушателям наши уголки, как это сделать?». Здесь важно, я считаю, организация развивающей среды, чтобы она подсказала детям, навела их на мысль, что можно нарисовать уголки в группе и по рисункам детей составить альбом.
Если дети затрудняются в решении вопросов проблемного характера, спрашиваю у них «Что делать, если ты чего-то не знаешь? Где или у кого можно об этом узнать?» (спросить у воспитателя, в других ситуациях у взрослых, родителей).
4. На этапе решения проблемной ситуации определяю, что дети смогут сделать самостоятельно, а что вместе со мной. После того, как дети получили «новые» знания, закрепляю их в самостоятельной игровой деятельности. Использую разные формы организации детей- группами, подгруппами, парами. Работая в группах (в паре, дети учатся договариваться между собой, планировать и распределять работу. В процессе общения детей также происходит взаимообучение, дети делятся между собой знаниями, опытом, помогают друг другу для достижения общей цели.
5. При подведении итогов побуждаю детей к выражению своего отношения к занятию, с помощью вопросов помогаю детям осмыслить их деятельность на протяжении занятия, для достижения цели (Где мы были? Чем занимались? Кому помогали). подвожу детей к тому, что цель была достигнута из-того, что мы узнали что- то новое и чему то научились.
Формы работы с детьми, которые я использую:
Экспериментально-исследовательская деятельность. В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли, что произойдёт со льдом, если положить его на ладошку и т. д. В группе имеется не большой уголок для детского экспериментирования, в котором имеются различные коллекции, оборудование для элементарных опытов.
Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. Например: какие часы лучше подарить Незнайке, чтобы он не опаздывал в школу (песочные, солнечные, механические или электронные, обретая необходимый опыт деятельности. Я так же знакомлю воспитанников с историей окружающих предметов, какие они были раньше, как помогают людям в наше время.
Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Использую мягкие модули (они легко могут превратиться в машину, самолет, бытовую технику, мебель и т. п., конструкторы, бросовый и природой материал могут заменить любой предмет в игровой деятельности.
Художественное творчество, продуктивная деятельность. С помощью модельных схем учимся с детьми смешивать краски и получать новые оттенки, из разных геометрических фигур составляем животных окружающие предметы.
Проектная деятельность. В ходе проектной деятельности дети имеют возможность использовать имеющиеся у них знания, умения на практике. Они учатся самостоятельности, развивают творчество. Мы реализовали такие проекты как «Огород на подоконнике», «Народная игрушка», «Дерево и куст», «Профессии наших родителей» и много других проектов.
В заключении отмечу, что задача педагога - делать обучение мотивированным. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно- деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.